14.12.2016
Редакция Naked Science

Синтетический пептид залечил незаживающие раны

Канадские ученые показали, что гидрогели на основе синтетического пептида QHREDGS ускоряют заживление хронических ран при сахарном диабете. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сахарный диабет представляет собой группу заболеваний, при которых из-за дефицита инсулина в крови возникает избыток глюкозы и нарушаются все виды обмена веществ. К последствиям диабета также относят хронические раны, например синдром диабетической стопы и трофические язвы. Консервативное лечение таких ран заключается в стимуляции роста кровеносных сосудов с помощью мазей, однако при диабете этот механизм подавляется, и восстановление — даже при эффективной терапии — происходит очень медленно.

Ранее ученые из Торонтского университета синтезировали пептид QHREDGS, насыщенный ангиопоэтином-1 (белковым фактором роста). Эксперименты показали, что QHREDGS может ускорять клеточный метаболизм в эндотелии, сердечной мышце, стволовых клетках человека, препятствовать апоптозу. Кроме того, при наружном применении (посредством гидрогеля с хитозаном и коллагеном) пептид оказался способен выполнять общую защитную функцию тканей сердца. В то же время соединение до сих пор не испытывалось на хронических ранах.

В новой работе исследователи тестировали QHREDGS на кератиноцитах (клетках кожи) здоровых людей и пожилых людей, страдающих диабетом. Анализ показал, что по сравнению с одним из ведущих коммерческих средств ColActive новый пептид ускоряет заживление на 60 процентов, а по сравнению с гидрогелем без агентов — на 200 процентов. Затем авторы смоделировали диабетические раны у мышей и испытали пептид в виде мази in vivo. В этом случае однократное нанесение QHREDGS привело к полному заживлению ран менее чем за две недели.

По мнению ученых, полученные данные могут быть полезны в практике лечения многих раневых поверхностей. Так, соединение может использоваться для восстановления пациентов после сердечного приступа, заживления рубцов после операций. Авторы подчеркивают, что меньшее время заживления, помимо прочего, также снижает риск развития инфекций. Следующим шагом станут крупномасштабные испытания пептида в сотрудничестве с исследователями из других учреждений, в том числе производителями аналогичных препаратов.