Ученые доказали пользу крупного мозга на самках оленей — Naked Science

Ученые доказали пользу крупного мозга на самках оленей

Пожалуй, впервые преимущества мозга продемонстрированы так наглядно: оленихи с большим мозгом дольше живут и оставляют больше потомства. Хотя их рогатым самцам он, похоже, не приносит никакой пользы.

cervus_elaphus_luc_viatour_3

У людей принято гордиться своим выдающимся, большим и сложным мозгом. При этом прямой связи между индивидуальным размером мозга и его производительностью у разных людей так и не найдено. Зато она показана для оленей: Корина Логан (Corina Logan) и ее коллеги из Кембриджского университета показали, что самки с более крупным мозгом оставляют больше потомства и передают ему этот полезный признак.

В статье, опубликованной журналом Royal Society Open Science, ученые рассказывают об исследованиях, проведенных на благородных оленях Cervus elaphus. Авторы провели измерения черепов 1314 животных из популяции, обитающей на шотландском острове Рам, а также собрали данные об их жизни. Масштабный зоологический проект Rum Red Deer Project продолжается здесь уже больше 40 лет, так что судьбы животных этой не слишком многочисленной популяции хорошо задокументированы в течение нескольких поколений.

©Corina Logan

Обнаружилось, что отношение объема черепа к размеру тела – показатель с высокой наследуемостью, гены отвечают за этот признак более чем на 60%. При этом самки с большим черепом (и, как следствие, мозгом) живут определенно дольше и выращивают больше потомства, хотя почему именно, пока не ясно.

Ученые предполагают, что более мощный и эффективный мозг позволяет им лучше выбирать и находить пищу в нелегкие времена, а может, это просто случайная корреляция, природы которой мы пока еще не знаем. Во всяком случае, у более «мозговитых» самцов преимуществ в сравнении с остальными не обнаружилось ни по сроку жизни, ни по плодовитости. Возможно, для этого вида, у которого размножение самцов так сильно зависит от успеха в схватках с конкурентами, физическая сила и здоровье являются настолько важными, что полностью нивелируют любые преимущества мозга.