13.01.2021
3 870

Астрономы подтвердили существование планеты с тремя солнцами

4.9

Новые наблюдения подтвердили существование экзопланеты KOI-5Ab, находящейся в тройной звездной системе.

KOI-5Ab и три ее звезды: взгляд художника
KOI-5Ab и три ее звезды: взгляд художника / ©Caltech, R. Hurt, IPAC / Автор: Messiena Lucretius

Первые свидетельства о ней получили еще в 2009 году, в самом начале работы космической обсерватории Kepler, однако до сих пор их не проверяли. Для таких дополнительных наблюдений отбирают прежде всего объекты, которые наиболее интересны или проще всего подтвердить. Процесс этот долгий, поэтому из почти 48 тысяч экзопланет-кандидатов, найденных телескопом Kepler, около половины до сих пор остаются неподтвержденными. Однако теперь дошла очередь и до KOI-5Ab.

Для этого Дэвид Сиарди (David Ciardi) и его коллеги воспользовались новым космическим телескопом TESS, а также несколькими наземными инструментами, включая гавайскую обсерваторию Keck. Работа позволила подтвердить существование необычной экзопланеты и раскрыть новые интересные детали о ней. Авторы сообщили о своих находках на прошедшей онлайн встрече Американского астрономического общества (AAS), коротко о них рассказывается в пресс-релизе, распространенном NASA.

TESS наблюдал KOI-5Ab транзитным методом, по слабому изменению светимости материнской звезды в те периоды, когда планета проходит на ее фоне. А Keck — по слабым колебаниям в положении звезды, которые вызываются вращением и притяжением планеты. Судя по полученным данным, KOI-5Ab — холодный газовый гигант, наподобие нашего Нептуна. Он вращается вокруг одной из звезд, входящих в довольно редкую тройную систему, делая полный оборот за пять суток. Система находится в 1800 световых годах от нас, в созвездии Лебедя.

Схема тройной системы KOI-5 / ©Caltech, R. Hurt, IPAC

Сама звезда KOI-5A вращается в тесной связке с KOI-5В, с периодичностью в 30 лет, а их тандем обходит третью звезду KOI-5С за 400 лет. Неожиданностью стало то, что орбитальная плоскость планеты не совпадает с плоскостью KOI-5В, отклоняясь от нее примерно на 50°. Считается, что такие системы должны формироваться из одного газопылевого облака и сохранять единую плоскость вращения. Возможно, это связано с тем, что планета изменила свою орбиту под влиянием притяжения KOI-5В.

Стоит сказать, что сами по себе тройные системы — не такая уж редкость: в них входят порядка 10 процентов звезд Галактики. Известны и планеты в таких системах, включая соседнюю с нами альфу Центавра. Однако встречаются они намного реже: по-видимому, нестабильные условия в них не слишком благоприятствуют появлению планет. Но, возможно, дело просто в сложностях их обнаружения: недаром подтверждение KOI-5Ab состоялось более чем десятилетие спустя после ее открытия.