• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
13.11.2013
Редакция Naked Science
1 097

Археоптерикс мог и не летать

Покрытый перьями динозавр, возможно, потерял способности к полету, как пингвин или страус.

Археоптерикс мог и не летать – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Wikipedia / Автор: Sycophanta Duccius

Archaeopteryx, живший около 150 млн лет назад, занимал промежуточное положение между птицами и пресмыкающимися. Скажем, у него был длинный хвост с позвонками, челюсти с полноценными зубами – и притом перья. Палеонтологи давно спорят, умел ли археоптерикс летать, или находился только на ранних этапах развития этой способности и мог, скажем, только парить? Никому и в голову не могло прийти, что он, на самом деле, мог уже терять возможность полета.

 

Такую оригинальную идею озвучил недавно американец Майкл Хабиб (Michael Habib), выступая на ежегодной встрече Общества палеонтологии позвоночных. Гипотеза Хабиба состоит в том, что, вместо того, чтобы развивать навыки полета, археоптерикс, напротив, терял их, подобно тому, как это произошло позднее со множеством известных нам нелетающих птиц. На это, по мнению ученого, указывают некоторые особенности анатомии археоптерикса.

 

Относительные размеры костей, симметрия расположения перьев – если оценить эти показатели численно и сравнить их с этими цифрами для современных птиц, они окажутся ближе к нелетающим. О том же, по мысли Хабиба, говорят и привычки археоптерикса – как и современные нелетающие пастушковые и поганковые птицы, он обитал на островах.

 

В самом деле, когда-то археоптерикс был самым древним известным динозавром, имевшим перья. В таких обстоятельствах гипотеза о потере им способности к полету выглядела бы безумием. Но сегодня палеонтологам известны и более ранние покрытые перьями динозавры, причем их анатомия гораздо лучше подходит для полноценного полета.

 

Впрочем, далеко не все специалисты отнеслись к докладу Хабиба положительно. Одни отмечают, что для того, чтобы говорить о потере способностей к полету, придется сперва точно доказать наличие этой способности у предков археоптерикса. Другие напирают на то, что крылья птицы могут использовать не только для полета: сегодняшние пернатые, не теряя возможности летать, успешно помогают ими себе в беге и плавании. Поэтому некоторые особенности анатомии крыльев археоптерикса могли быть связаны с выполнением каких-то других функций. В конце концов, есть птицы, прекрасно летающие в молодости, но теряющие этот навык во взрослом состоянии.

 

Словом, пока вопросы о том, летал ли археоптерикс, еще не летал, или уже не летал, остаются по-прежнему открытыми.

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
30 мая
Адель Романенкова

Красный сверхгигант Бетельгейзе в созвездии Ориона больше всего известен признаками «скорого» взрыва сверхновой, но недавно к этому добавились новые подозрения: о том, что она может быть двойной. Теперь астрономы пытаются выяснить, что представляет собой ее напарник. Недавние наблюдения привели к выводу, что это явно не белый карлик и не нейтронная звезда. Предполагают, что на самом деле это протозвезда.

Позавчера, 10:53
Полина Меньшова

Мурлыканье кошек оказалось связано с типом гена андрогенового рецептора. Закономерности, объясняющие поведение домашних питомцев, обнаружили ученые из Японии.

Позавчера, 10:02
Юлия Трепалина

Ученые отследили происхождение грибка Pseudogymnoascus destructans — возбудителя «синдрома белого носа», который за последние десятилетия едва не истребил некоторые виды летучих мышей в США и Канаде. Также специалисты предупредили о ранее неизвестной генетической разновидности патогена, которая грозит североамериканским рукокрылым новыми вспышками заболевания.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

27 мая
Любовь Соковикова

Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.

27 мая
НИУ ВШЭ

Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно