Антропологи оценили главный неандертальский деликатес — Naked Science

Антропологи оценили главный неандертальский деликатес

Трава и коренья, насекомые и падаль, дичь и орехи – рацион наших вымерших «двоюродных братьев» и диетой назвать язык не поворачивается. А между тем и у них были свои деликатесы – продукты, которые наверняка казались пещерным неардертальцам настоящим лакомством. По мнению израильских палеогенетиков, таким деликатесом для них вполне могла быть молодая слонятина.

cute-little-african-baby-elephant-with-his-mother-pictures-wallpapers

Большинство исследований, посвященных палеодиете, сосредоточиваются на том, что именно ели предки современных людей, прямые и не очень. Но что они по-настоящему любили? Вряд ли можно найти прямые свидетельства, помогающие ответить на этот вопрос. Последний неандерталец умер десятки тысяч лет назад, и поинтересоваться у него невозможно. Однако косвенные данные могут дать археологические раскопки древних стоянок с их горами костей, накопленных поколениями живших там людей. Другой подход состоит в изучении генома неандертальцев и анализе генов, так или иначе связанных с числом, видами и формой вкусовых рецепторов.

Так, например, на плейстоценовых стоянках, раскопанных в Израиле и Италии, обнаруживается немало размозженных черепов слонят – вспомним, что в ту далекую эпоху слоны были распространены куда шире, чем сегодня. Это указывает на то, что обитавшие здесь неандертальцы добирались до их мозга. Но зачем они это делали? Может, молодых слонов просто легче добыть? А зачем поедали их мозг – от голода или действительно потому, что ценили его как лакомство?..

Чтобы выяснить это, ученые из Тель-Авива Хагар Решеф (Hagar Reshef) и Ран Баркай (Ran Barkai) изучили свидетельства старинных летописей, а также данные антропологов, изучающих современные «дикие» племена Африки. Например, в сделанном в 1967 году описании охотников народности лянгула (Liangula), обитающих в Восточной Кении, исследователи обнаружили данные о том, что мясо молодых слонов те и в самом деле ценят как настоящий деликатес. Аналогичные сведения нашлись и в других источниках: молодая слонятина описывается как «сладкая» и «жирная» – высшая похвала пище вплоть до появления ресторанов фаст-фуда.

Дополнительно авторы изучили пищевой состав слоновьего мяса и жира, подтвердив их замечательные свойства – особенно в юном возрасте. По мнению ученых, в слонятах сошлось все: сравнительная легкость добычи, пищевая ценность и вкус – и если только современник каменного века имел выбор, он наверняка бы предпочел молодую слонятину. У мультяшного мамонтенка, потерявшего маму, шансов не попасть на вертел было бы немного.