29.04.2014
Редакция Naked Science

Биологи опровергли гипотезу Дарвина

Одно из самых известных и подтвержденных наукой утверждений Дарвина гласит, что чем ближе в эволюционном отношении виды друг к другу, тем интенсивнее между ними борьба за природные ресурсы. Как оказалось, эта гипотеза верна не во всех случаях.

algae27

Одна из самых известных гипотез Чарльза Дарвина постулирует, что чем ближе виды друг другу, тем сильнее они конкурируют между собой за пищу и другие ресурсы, поскольку занимают одинаковую экологическую нишу. До сих пор большинство ученых принимало это утверждение без оговорок.

Поэтому, когда три американских исследователя в процессе экспериментов обнаружили, что теория Дарвина не действует для зеленых пресноводных водорослей, удивлению их не было предела.

Это было для нас совершенно неожиданно. Когда мы получили результаты, первая мысль была: «Как же такое возможно?» Мы долго не могли прийти в себя: гипотеза Дарвина до сих пор считалась истиной в последней инстанции. Возможно ли, что она действует не во всех случаях?

Брэдли Кардинале, ассоциированный профессор Мичиганского университета

Биологи уже давно расшифровали геномы 60 видов наиболее распространенных водорослей в Северной Америке. Благодаря этому удалось достаточно точно выяснить их эволюционные родственные связи, т. е. какие виды наиболее древние и генетически уникальные, а какие появились сравнительно недавно.

Брэдли Кардинале, ассоциированный профессор Мичиганского университета

©Austin Thomason, Michigan Photography

В своих экспериментах американские ученые заставляли близкородственные виды водорослей конкурировать между собой за ресурсы: азот, фосфор и свет. Аналогичные тесты проводились и для водорослей, которые очень давно разошлись в эволюционном развитии.

Если бы гипотеза Дарвина была верна, то близкородственные виды водорослей конкурировали бы между собой значительно сильней, нежели дальние родственники.

Однако ни эксперименты, проведенные в лаборатории, ни наблюдения за водорослями в прудах и озерах не сумели подтвердить утверждения Дарвина.

Теория Дарвина базируется на постоянной конкуренции видов между собой и выживанием сильнейших, наиболее приспособленных. Однако теперь  биологи выяснили, что примерно треть всех видов водорослей развивается лучше в присутствии «конкурентов». Добавление других видов не замедляло развитие растений, а ускоряло его.

Фактически, водоросли склонны не к конкуренции за ресурсы, а за совместную их добычу. Таким образом, гипотеза Дарвина о развитии живой природы благодаря постоянной межвидовой борьбе в случае водорослей оказалась не верна.