Употребление спирта может быть ключом к важной загадке эволюции человека — Naked Science
02.12.2014

Употребление спирта может быть ключом к важной загадке эволюции человека

Предшественники Homo Sapiens научились переваривать спирт задолго до появления первых алкогольных напитков, выяснили ученые. Анализируя эволюцию фермента, позволяющего человеку переваривать этиловый спирт, они обнаружили, что эта способность появилась у наших предков примерно 10 миллионов лет назад – тогда, когда они спустились с деревьев.

bornean-orangutan

Долгое время ученые пытались понять, по какой причине природа заставила человека научиться переваривать этанол (или этиловый спирт). Ранее считалось, что это связано с развитием земледелия и появлением первых алкогольных напитков.

Однако теперь американские исследователи пришли к более любопытному выводу. В своей работе они использовали методы палеогенетики, чтобы изучить, как менялся фермент алкогольдегидрогеназа IV (ADH4) у 28 видов млекопитающих на протяжении 70 миллионов лет (ADH4 – это первый фермент в пищеварительном тракте, который переваривает этанол).

В результате ученым удалось выявить одну единственную мутацию ADH4, которая примерно 10 миллионов лет назад привела к увеличению способности предков человека переваривать этанол и закрепилась в дальнейших поколениях. Примечательно, что примерно в это же время наши предшественники спустились с деревьев, чтобы перейти к «ходячему» образу жизни.

В попытке соотнести два явления, ученые пришли к выводу, что потребность в переваривании этилового спирта появилась из-за того, что предки людей в силу климатических изменений были вынуждены спускаться с деревьев и употреблять в пищу упавшие на землю фрукты. Съедая гниющие плоды, приматы получали некоторые дозы этанола и неизбежно пьянели. Естественный отбор затем сыграл свою роль, и выживать стали те, кто не страдал отравлениями от спирта и мог одновременно защищать себя и свое потомство и есть гнилые фрукты.

Эта теория не только обосновывает нашу способность к перевариванию спирта, но и, возможно, содержит в себе еще один ответ на важнейший с точки зрения эволюционной биологии вопрос – почему же, все-таки, предшественники Homo Sapiens спустились с деревьев. Требуются, конечно, дальнейшие исследования, чтобы понять, действительно ли потребность спускаться за упавшими плодами сыграла в этом столь существенную роль.

Статья ученых с детальным описанием проведенного исследования была опубликована в журнале PNAS.