Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
08.07.2017
Редакция Naked Science

Агрессия павианов поставила под сомнение вклад самок в половой отбор

Эволюционные биологи из Франции и Великобритании пришли к выводу, что сексуальное принуждение может повышать репродуктивный успех самцов павианов в долгосрочной перспективе независимо от предпочтений самок.

lo

По Дарвину, половой отбор определяется предпочтениями самок: на это, в частности, указывает закрепление у самцов признаков доминантности и красоты, например шипастого эдеуагуса зерновок и яркого надхвостья павлинов. В то же время для многих таксонов характерно направленное на самок сексуальное насилие. Его эволюционная значимость неясна; предполагается, что подобное поведение наряду с другими факторами может повышать репродуктивный успех. С другой стороны, нанесенные при этом физические травмы снижают биотический потенциал всей популяции. Наименее ясно то, влияют ли на вероятность спаривания неочевидные формы агрессии, в том числе сексуальное принуждение.

Прошлые работы показали, что повторное сексуальное принуждение может повышать репродуктивный успех самцов шимпанзе (Pan troglodytes). В новой работе специалисты из Института перспективных исследований Тулузы (IAST) и других учреждений проверили эту и иные гипотезы на медвежьих павианах (Papio ursinus). Эти приматы обитают на юге Африке группами, в которых самцы конкурируют за внимание самок. В фертильной фазе эстрального цикла гениталии последних набухают, и они спариваются с рядовыми членами стаи или вожаком. Ученых интересовало, чаще ли самки сталкиваются с принуждением и получают травмы в период овуляции. Кроме того, они сравнили разные формы агрессии.

Наблюдения за павианами проводились в парке Тсаобис, Намибия, в 2005–2014 годах. За это время исследователи зафиксировали 101 травму у 31 зрелой самки, включая порезы, проколы кожи, отеки и хромоту. Анализ показал, что в 78 процентах случаев самцы наносили такие повреждения особям до овуляции. Также физическая агрессия в отношении самок наблюдалась при многократном участии последних в конфликтах (это согласуется с гипотезой о надзирающей функции самцов). Любопытно, что хотя подобное поведение не было связано с репродуктивным успехом в краткосрочной перспективе, самки накануне овуляции получали травмы именно от будущих партнеров, которые затем их защищали.

Соотношение частоты нанесения травм самкам в течение эстрального цикла (A) и самка P. ursinus, получившая повреждение головы от будущего партнера (B). Спустя шесть месяцев последняя скончалась при невыясненных обстоятельствах / ©Alice Baniel et al., Current Biology, 2017

В отличие от домогательств (спаривание следовало за агрессией) и грубого обращения (агрессия сопровождала спаривание), сексуальное принуждение предполагало больший временной интервал между травмой и копуляцией — несколько недель. Однако наиболее примечательный вывод работы состоял в том, что статистический анализ (с помощью обобщенной линейной смешанной модели, GLMM) не выявил связи между такой формой поведения самцов и вероятностью их предпочтения самками. По мнению ученых, это ставит под сомнение приоритетную роль самок в половом отборе. Точный механизм, который лежит в основе избирательности представителей разного пола, таким образом, остается неясен.

Авторы отмечают, что, по-видимому, самцы нападают до овуляции, поскольку впоследствии самки становятся агрессивнее. Исследование расширяет круг таксонов, которым свойственно сексуальное принуждение: его выявление, как показывает работа, ограничено большой временной задержкой между насилием и спариванием. Это может помочь в прояснении эволюционной роли межполовой агрессии, в том числе у человека.

Статья опубликована в журнале Current Biology.

Ранее стало известно, что, в отличие от приматов, самцы моли ограничивают попытки увеличить шансы на спаривание повышенной чувствительностью.