10.09.2021

Видеофейкам доверились больше, чем текстовым и аудиоверсиям таких «новостей»

4.5

Американские ученые выяснили, что видеофейкам доверяют больше, чем текстовым или аудионовостям с аналогичным содержанием. Кроме того, делятся ими тоже чаще. По мнению исследователей, люди верят скорее тому, что видят, а не читают или слышат.

Видеофейкам доверились больше, чем текстовым и аудиоверсиям таких «новостей» / ©Getty images

Фейковые новости имеют крайне вредоносное влияние не только на умы, но и судьбы людей. Особенно ярко это проявилось в период пандемии коронавирусной инфекции. Но не только. Так, ложные слухи о похищении детей и продаже их на органы, которые распространяли через мессенджер WhatsApp, привели к тому, что в июле 2018 года жители небольшой индийской деревни Рейнпада насмерть забили пять ни в чем не повинных путешественников, приехавших туда на ярмарку.

Поэтому изучать влияние фейкового контента на интернет-пользователей — интерес далеко не праздный. Именно этим занялись ученые из университетов штата Пенсильвания, Мичиганского государственного и Колледжа Нью-Джерси (США). Статью о своей работе они опубликовали в журнале Computer-Mediated Communication.

Исследователи провели три полевых эксперимента в Индии с участием местных жителей, которым демонстрировали ложные новости в разных форматах: видео, аудио и текстовом. Оказалось, около 58 процентов участников эксперимента считали видеоинформацию более достоверной, чем аудио- и текстовую. Последним двум категориям поверили 48 процентов участников.

По мнению ученых, человек в принципе считает более реальным то, что видит, а не то, что слышит или читает. Ведь увиденное глазами действительно кажется очевидным, поскольку при просмотре видео не надо задействовать воображение и выполнять дополнительную когнитивную работу. То же самое касается тенденции делиться в социальных сетях и мессенджерах подобной информацией: люди чаще рассылали друг другу фейки в формате видео, нежели аудио или текстовом.