19.10.2021
4 836

Ученые выяснили, почему стрессовые события запоминаются лучше, чем нейтральные

4.8

Неприятные события не только ярче, но и чаще всплывают в памяти, чем те, которые пережиты в спокойном состоянии. Международная команда ученых узнала возможные причины этого.

Кадр из к/ф “Прежде, чем я усну” / ©Getty images

Многие из нас замечали, что стрессовые ситуации, как правило, оставляют более «глубокий след» в памяти, чем периоды покоя и удовлетворения. Мы можем долгое время помнить, как провалили экзамен, а подробности размеренной прогулки по парку забываем в тот же день. На этот счет у ученых существует две гипотезы: первая объясняет такой эффект тем, что оба типа событий сохраняются в мозге совершенно по-разному. Приверженцы второй же настаивают на том, что механизмы памяти в обоих случаях одинаковые.

Чтобы пролить свет на этот вопрос, ученые из университетов Рурского (Германия) и Пекинского педагогического (Китай) провели эксперимент с участием 64 добровольцев и опубликовали его результаты в журнале Current Biology. Для 33 участников они устроили стрессовое собеседование, а 31 доброволец прошел через такой же опыт, но в дружеской и спокойной атмосфере.

И тем, и другим испытуемым при этом демонстрировали 24 различных предмета, включая чашку кофе, часы, маркер и тому подобные объекты. Затем ученые просканировали мозг участников при помощи функциональной МРТ. Особое внимание обращали на миндалевидное тело мозга, которое связано с формированием эмоций, в частности страха. Выяснилось, что участники, которые прошли через стрессовое интервьюирование, лучше запоминали демонстрируемые им предметы и людей, которые беседовали с ними, чем те, интервьюирование которых было спокойным.

Авторы исследования связывают это с особенностями нейронной репрезентации в мозгу человека. Механизмы запоминания стрессовых и приятных событий, по мнению ученых, одинаковы, но первые оставляют больший след в памяти, так как теснее «переплетены» с пережитыми сильными эмоциями в нашем мозгу.

Объекты, которые откладываются в памяти в нейтральном состоянии, связаны с гиппокампом (эта часть мозга участвует в обучении), а те, что запоминаются во время сильных эмоций, вероятно, — с миндалевидным телом. Ученые подчеркивают, что для окончательных выводов нужны дальнейшие исследования. Но уже сейчас они выражают надежду, что полученные результаты помогут лучше изучить, а значит, и работать со стрессовыми и травматическими воспоминаниями.