Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологи уместили терроризм в «две пирамиды»
Исследователи из Колледжа Брин-Мар предложили новую теоретическую модель политического радикализма и пришли к выводу, что методы профилактики терроризма, ориентированные на психологию масс, неэффективны.
Как идеология, частным проявлением которой являются политические убийства, терроризм был известен еще в Древнем мире. Однако единого научного определения этого направления политики до сих пор не существует, и сейчас его правовой статус часто зависит от юрисдикции. Базовой предпосылкой терроризма могут выступать политически мотивированные насильственные действия, совершаемые подпольными организациями для устрашения отдельных лиц или всего общества. В Новом времени наибольшее распространение получил международный терроризм, который возник в 1960-х годах. Эта форма идеологии направлена на подрыв самих государственных (экономических, социальных) устоев и нередко ассоциируется с радикальными религиозными течениями, в частности, ислама.
Теракты 11 сентября 2001 года вызвали новую волну интереса к феномену. Так, ученых интересуют механизмы, которые лежат в основе перехода от радикальных настроений к массовым убийствам, и возможные способы его профилактики. Существующих данных о частоте встречаемости психопатологий среди террористов недостаточно. Между тем, согласно экспериментам, подавляющее большинство людей не готовы реализовать свои экстремистские намерения, например совершить самоубийство, убийство или принять участие в протесте, несмотря на степень недовольства происходящим. Таким образом, разница между радикальными взглядами и действиями принципиальна, что подтверждается небольшим числом действующих террористов.
Попытки проследить происхождение терактов привели к построению ряда теоретических моделей. Одна из них представляет радикализацию как шестиэтажную лестницу, главным условием которой является поступательное движение от восприятия несправедливости к терроризму. В новой статье исследователи описали модель «двух пирамид», которая не предполагает такой последовательности. Концепция разделяет радикализацию на два направления: радикализацию мнений и действий. Этажность первой пирамиды формируют нейтральные, сочувствующие (поддерживают идеологию, но не оправдывают насилие) и оправдывающие насилие субъекты. Вторая пирамида включает в себя политически инертных граждан, активистов, радикалов и, наконец, террористов.
В отличие от активистов, занятых правовой поддержкой, последние участвуют в незаконных действиях и преступлениях против мирного населения соответственно. При этом, если между активистами и радикалами существует слабое эмпирическое различие, между радикалами и террористами оно статистически значимо: контент-анализ показывает, что сайты террористической направленности рассчитаны на более мотивированных, но менее рациональных пользователей. Перехода между пирамидами, по мнению ученых, в 99 процентах случаев не происходит, а на радикальные действия человека чаще толкают не идеология, но сторонние факторы — индивидуальные (личная жизнь, склонность к риску) и групповые (конкуренция, изоляция). Поэтому представление о «штамповке» террористов несостоятельно.
В свою очередь, радикализация действий представляет собой феномен индивидуальной психологии и психологии малых групп, тогда как радикализация мнений — феномен психологии масс. Такие способы борьбы с терроризмом, как, например, ужесточение миграционного законодательства и демонизация ислама, ориентируются на психологию масс, не препятствуя переходу к радикальным действиям, и поэтому неэффективны, считают авторы. Недостатком новой модели они назвали ограниченные возможности для типизации террористов-одиночек, в том числе «школьных стрелков», которые, как правило, имеют признаки психических расстройств. Исследователи отмечают, что такие случаи являются редким примером перехода от радикальных настроений к радикальным действиям.
Статья опубликована в журнале American Psychologist.
Ранее российские социальные сети запустили функцию проверки безопасности пользователей после теракта в Санкт-Петербурге. В результате взрыва в метро 3 апреля погибли 14, пострадали 49 человек.
Долгое время ученые не могли понять, как среди бедной почвы бассейна Амазонки появились небольшие участки черной плодородной земли. Из нового исследования следует, что аборигены Америки создали их намеренно. Они целенаправленно собирали и перерабатывали органику, чтобы улучшить возделываемую почву.
Международная группа биологов узнала, сколько родов животных за последние пять веков перестали существовать из-за деятельности человека и во сколько раз люди ускорили вымирание позвоночных.
Агрессия и конфликты сопровождали человечество всю историю и даже в доисторические времена. Новая статья посвящена динамике числа увечий и убийств у жителей побережья Чили более чем за 11 тысяч лет. Оказалось, насилие среди местных племен происходило постоянно и было стабильно до резкого роста в начале I тысячелетия до нашей эры.
Долгое время ученые не могли понять, как среди бедной почвы бассейна Амазонки появились небольшие участки черной плодородной земли. Из нового исследования следует, что аборигены Америки создали их намеренно. Они целенаправленно собирали и перерабатывали органику, чтобы улучшить возделываемую почву.
Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.
Международная группа биологов узнала, сколько родов животных за последние пять веков перестали существовать из-за деятельности человека и во сколько раз люди ускорили вымирание позвоночных.
Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.
Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.
Двадцать лет спустя после завершения проекта «Геном человека» ученые продолжают восполнять оставленные им пробелы. Недавно им удалось установить последовательность мужской половой хромосомы, особенно трудной для секвенирования.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии