Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Мыло» для немытой России: за что мы любим сериалы?
Сериалы пришли в нашу страну в начале 1990-х. В магазинах не было продуктов, люди месяцами не видели зарплат и пенсий, цены росли как на дрожжах, но каждый вечер народу крутили дешевое «мыло». И он, народ, несколько поколений которого выросли на высоком кино, «мыло» смотрел, смотрит и, похоже, будет смотреть.
Сериалы: какие они бывают
Прошли годы, и в нашу страну вместо любовных «мыльных опер» пришли свои, отечественные сериалы – с короткими сериями, каждая из которых выглядит как практически законченный фильм (такую тенденцию можно объяснить все возрастающей мобильностью нашей жизни). Появилось разделение сериалов на «мужские» и «женские».
В «мужских» многосерийных фильмах («Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Дальнобойщики» и др.) главным персонажем является мужчина (или мужчины). Основная задача этого персонажа – не переживать эмоций. Герой должен достигать цели и яростно идти к финалу, несмотря ни на какие трудности. Такой сериал придется по вкусу многим мужчинам.
В «женских» сериалах, соответственно, все наоборот: чем больше чувств и эмоций испытывает героиня, тем лучше («Богатые тоже плачут», «Дикая Роза», «Рабыня Изаура» и т. д.). Если говорить в целом, то задача сериалов, по мнению психологов, сводится к восполнению дефицита активности и целедостижений у мужчин и нехватки эмоций у женщин.
Впрочем, в последние годы для российского кино становятся все более характерны смешанные и молодежные сериалы («Интерны», «Физрук», «Универ», «Реальные пацаны», «Кухня», «Воронины», «Папины дочки», «Счастливы вместе» и проч.). Главные их персонажи – разного пола, их сразу несколько, перипетии отношений между ними совсем поверхностны и даже полушутливы, никакой «любви до гроба», роковых смертей, незаконных рождений, потерь памяти.
По-видимому, наш народ, уставший от закрученных сюжетов, «затребовал» что попроще и поближе простому обывателю. Но сериальная сказка, безусловно, остается: до предела простыми и слишком яркими мазками показаны отношения сериальных персонажей (хотя их «цвета» изменились: примитивная, исключительно черно-белая, драматичная гамма – разделение на абсолютно хороших и абсолютно плохих – канула в прошлое), сказочны и элементы сюжета: дурнушки превращаются в роковых красавиц, а бомжи – в миллионеров.
Чуть меньшим спросом в нашей стране пользуются детективные сериалы – как отечественные («Каменская», «Тайны следствия»), так и зарубежные («Секретные материалы»), а также так называемые «интеллектуальные» («Доктор Хаус») и фантастические («Игра престолов») сериалы. Спрос на традиционные «мыльные оперы» вроде «Санта-Барбары» или «Доярки из Хацапетовки» тоже остается.
Что нам дают сериалы?
Прежде всего то, чего не хватает в нашей реальной жизни: мужчинам – достижений, а женщинам – ярких эмоций. Сериалы заставляют нас, живущих скучной и однообразной жизнью, проживать жизнь выдуманных героев. Впрочем, в большинстве случаев, возможно, задача сериалов – попросту отображать жизнь заурядного обывателя, позволяя ему отвлечься от повседневных забот (ту же функцию выполняет масс-литература вроде детективов Дарьи Донцовой или лубочные любовные романы) и попереживать за других (психологический прием, который помогает сделать восприятие своих проблем чуть менее тягостным). Наконец, еще одной причиной любви к сериалам является естественное желание людей «подсмотреть в замочную скважину», заменить чем-то не очень социально приемлемые сплетни и осуждения.
За это мы и любим сериалы, а еще – за интригу. Ведь излюбленный прием «мыльных» режиссеров – посадить зрителя на «крючок», прервать серию «на самом интересном месте», породив непреодолимое желание узнать, что же было дальше. Как это ни странно, но с другой стороны сериалы могут давать некую иллюзию безопасности, надежности этого мира: «я, как обычно, приду вечером домой, и дома меня, как обычно, будет ждать мой любимый сериал». Немаловажную роль в тяге к сериалам играют и популярные актеры, поэтому часто люди смотрят их из-за любимых «звезд».
Так что сериалы могут давать нам временное облегчение от существующих трудностей. Хуже, если они начинают заменять реальную жизнь и реальные эмоции. Ведь если одинокий человек поскорее бежит вечером к своему любимому сериалу, значит, ничего более важного в жизни у него нет. А если это делает человек семейный – в жизни супругов едва ли присутствует достаточная эмоциональная близость.
По данным TNS Россия, телесериалы занимают второе место по востребованности после развлекательных программ у российских телезрителей. В период с января по октябрь 2013 года сериалы составили 20% от общего времени вещания программ всех жанров. При этом спрос на телесериалы значительно превысил предложение и составил 30% от всего времени просмотра программ всех жанров. Данные исследования показывают предпочтения россиян в городах с населением более 100 тыс. человек, аудитория – от 4 лет и старше.
Философия заурядности
– Сериалы исполняют ту же функцию для взрослых, что и сказки для детей: они показывают нам типичные жизненные ситуации и модели поведения, – говорит известный петербургский психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – Как вести себя в аналогичных случаях, что допустимо, а что порицаемо, как нужно знакомиться, как нужно выражать свои чувства, как завтракать, как нужно ходить на работу, как застегивать рубашку, сколько детей рожать, как звонить родителям, как нужно радоваться, как выражать грусть, скорбь, печаль, тревогу, уныние и прочее, – сериалы дают невероятно подробную информацию о нашей цивилизации. А для человека, который их смотрит, это просто учебник о том, как стать среднестатистическим обывателем.
Сериал рассказывает нам о наиболее типичных людях и наиболее распространенных отношениях между ними в наиболее обобщенных ситуациях, о том, что является предельной обыденностью. Никакие частности в сериале недопустимы, никаких индивидуальных чувств их герои испытывать не могут. Актеры сериалов иногда вполне сознательно играют любовь, ненависть, печаль, с использованием всех театральных штампов, предельно обобщая и даже доводя до гротеска. «Все как у всех» – это главный принцип сериальных персонажей, их отношений и чувств. Задача сериала как раз и состоит в том, чтобы сформировать некий усредненный вкус большинства и дать модели для подражания: «как поступают все», «как говорят все», «как думают все», «как чувствуют все».
При этом сюжет сериала может быть самым фантастическим, его действие может происходить в другую эпоху или вообще в вымышленном мире, сериал может быть мультипликационным, но сюжетные модели, события и типы персонажей у всех сериалов остаются одни и те же (впрочем, описаны они были еще В. Я. Проппом): будь то «Секс в большом городе» или «Декстер», «Больница Никербокер» или «Пингвины Мадагаскара», «Санта-Барбара» или «Игра престолов» – все они собраны из одних и тех же паззлов, выкроены по одним и тем же шаблонам, меняются только имена персонажей, костюмы и предлагаемые обстоятельства. Режиссеры как раз не хотят показывать нам отличий и особенностей персонажей, они показывают нам героев, с которыми мы уже знакомы, создавая эффект узнавания.
Немецкий режиссер, сценарист, актер и драматург Райнер Вернер Фасбиндер: «И вот действующая в таком сериале семья начинает регулярно появляться у них дома, так что вскоре они уже хорошо разбираются в перипетиях ее жизни. С этого момента можно политизировать содержание телесериала и продолжать это занятие до тех пор, пока уже зрители сами не станут прибегать в своем восприятии жизни к примитивным, узколобым суждениям персонажей».
Сериал отличается от кинематографа (и от искусства вообще), потому что в его задачи не входит удивить, поразить или показать нам нечто отличающееся от нашей повседневности, познакомить нас с глубинами человеческой души или красотами звездного неба. Сериал представляет нам не героя, а тип. Совершенно неважно, как будут звать этого персонажа – Гомер Симпсон, Тони Сопрано или Сиси Кэпвелл, – все они исполняют одну и ту же функцию. В этом принципиальное отличие сериального персонажа от героя кинематографа: Гамлет Лоуренса Оливье и Гамлет Смоктуновского – это два совершенно разных человека, а Кэрри Брэдшоу и Сельма Бувье, Шарлотта Йорк и Лиза Симпсон – это один и тот же тип женщин, они поступают, говорят и чувствуют абсолютно одинаково. Мы каждый раз узнаем их под разными именами и в разных образах, но это всегда один и тот же повторяющийся и предсказуемый тип. Тогда как, придя в театр, мы рискуем встретить совсем не того Галмета, с которым были знакомы до сих пор.
Поэтому сериал невозможно смотреть так, как мы смотрим кино. В него нельзя всматриваться, разглядывать, «думать глазами», поскольку там все заранее предсказуемо.
Исследования показали, что зрителями телесериалов в нашей стране являются, прежде всего, женщины старше 55 лет (29,5% всей аудитории, смотрящей сериалы), женщины от 35 до 54 лет (20,8%), а также мужчины в возрасте от 35 до 54 лет (12,7%) и мужчины старше 55 лет (12,6%).
Каков бы ни был сюжет, уже после десяти минут просмотра мы можем спрогнозировать, что будет происходить в ближайших пятидесяти сериях. Почему, например, была так популярна «Санта-Барбара», где в 2137 сериях происходило то, что можно пересказать за пару минут? Потому что функция сериала – не говорить что-то новое для нас, а, наоборот, повторять общеизвестные сюжеты и модели поведения. Поэтому и удовольствие от сериала прямо противоположно удовольствию от кинематографа, где мы испытываем катарсис от прикосновения к чему-то неповторимому. Удовольствие от сериала – это удовольствие от повторения, о котором писал Зигмунд Фрейд.
В этом и состоит основная задача сериала: рассказывать узнаваемую историю с типичным развитием и предсказуемым финалом, чтобы у зрителя создавался эффект узнавания и появлялось ощущение исполненного ожидания. «Золушка снова потеряла свой башмачок, все идет своим чередом», – должен чувствовать сериальный зритель. Функция сериала та же, что и у сказки: убаюкивать на ночь. Поэтому чем больше в нем будет повторов, ожидаемых решений и предсказуемых действий, тем качественнее будет сериал. И тем крепче будет дремать сознание зрителя.
Дмитрий Светозаров, российский режиссер и автор таких сериалов как «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», а также экранизаций произведений русской классики («Преступление и наказание»): «В условиях современного телевидения, когда спрос очевидно превышает предложение, режиссером может стать всякий, кто не доказал обратного. Остается лишь смущенно ностальгировать по временам, когда ненавистные в ту пору худсоветы не пускали в профессию пошляков и неучей».
Научный консультант Международной лаборатории биоинформатики НИУ ВШЭ Алан Герберт предложил новое объяснение одной из нерешенных загадок биологии — происхождения генетического кода. Согласно исследованию, современный генетический код мог возникнуть благодаря самоорганизующимся молекулярным комплексам — тинкерам. Новую гипотезу автор выдвинул на основе анализа вторичных структур ДНК с помощью нейросети AlphaFold3.
Остывшая после Большого взрыва Вселенная была наполнена холодным, нейтральным газом, заслонявшим свет звезд. К счастью, за космологическими Темными веками пришла эпоха реионизации. Первые звезды и галактики ионизировали межгалактическое пространство, и Вселенная вновь засияла. И вот ученые нашли древнейшую галактику, излучение которой реионизирует окружающий нейтральный газ.
Во многих западных странах рождаемость снижается или стагнирует, но при этом статистика свидетельствует о росте числа собак-компаньонов. В результате в некоторых государствах, к примеру, в США, домашних псов уже больше, чем детей. О возможных причинах, стоящих за тенденцией, в новом исследовании размышляет Энико Кубиньи (Enikő Kubinyi), профессор и заведующая кафедрой этологии в Университета Этвёша Лоранда (Венгрия).
Крупные современные города России — продукт своеобразной эволюции. Их морфология может сочетать историческую застройку, советское наследие и здания времен рыночной экономики. Авторы новой статьи — ученые из ВШЭ и Института географии РАН — заинтересовались, насколько российские города соответствуют современной концепции 15-минутного города. Она описывает доступность инфраструктуры для жителей: могут ли те самостоятельно добраться (пешком или на велосипеде) до школ, больниц, театров и других необходимых заведений за четверть часа.
К современному транспорту и строениям предъявляются жесткие требования по остеклению. Оно должно обеспечивать безопасность, хорошую тепло- и шумоизоляцию, противостоять сложным погодным условиям. Белорусские инженеры предложили революционное решение — вакуумные модули остекления (ВМО), которые практически исключают теплопередачу за счет вакуумной прослойки между стеклами. Эта разработка особенно актуальна в контексте глобального тренда на энергоэффективность и экологичность транспортных средств.
Прежде чем на Земле появились привычные нам животные, ее населяли «черновики Бога». Это таинственные существа, жившие в эдиакарском периоде и совсем не похожие на своих преемников. В новом исследовании ученые описали 211 окаменелостей мелкой двусторонне-симметричной Parvancorina minchami, найденных у берегов Белого моря. Авторы сумели реконструировать рост и развитие парванкорины, а также оценили продолжительность ее жизни.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии