09.09.2022
Анна Новиковская

В Германии нашли утонувшего в болоте родственника диплодока

3.5

В позднем триасовом периоде по Европе бродило множество двуногих травоядных динозавров, похожих на более поздних диплодоков и брахиозавров, но не приходившихся им близкой родней. Прямые же предки многотонных колоссов позднего мезозоя, похоже, жили в таких местах, как Юго-Западная Германия, и передвигались на четырех конечностях.

Возможные обстоятельства гибели представителя нового вида динозавров: пока его стадо уходит прочь, застрявшего в болоте неудачника атакует голодный тератозавр / © 10.3897/vz.72.e86348 / Автор: Regulus Tremerus

На юго-западе Германии находили многочисленные окаменелости позднетриасовых динозавров, живших от 211 до 203 миллионов лет назад, еще в XIX веке. Однако из-за плохой сохранности кости почти не изучали и «по умолчанию» относили к платеозавридам — многочисленному семейству растительноядных ящеров, бродивших по всей Евразии и Южной Америке.

Несмотря на внешнее сходство с поздними зауроподами (длинношеими растительноядными динозаврами, из которых наиболее известны диплодок и брахиозавр), платеозавриды не приходятся этим гигантам близкой родней. Родственников, а может, и предков зауропод только предстояло найти, причем не только в земле, но и в музеях, чьи экспонаты должны были быть тщательно пересмотрены.

Именно это и произошло, когда палеонтологи решили переизучить заднюю половину тела ископаемого «платеозаврида», найденного еще в 1922 году: оказалось, форма костей этого динозавра сильно отличалась от таковой у типичного платеозавра. В частности, у него были сросшиеся крестцовые позвонки, массивные и широкие бедра и крепкие лодыжки, так что при жизни тюбингозавр (Tuebingosaurus maierfritzorum; ящера назвали в честь немецкого города Тюбингем и двух зоологов — Вольфганга Майера и Уве Фрица), вероятно, передвигался на четырех лапах.

Судя по составу окружавших скелет пород и степени его сохранности, ящер нашел свою смерть в болоте: он упал на правый бок и не смог выбраться, после чего в течение нескольких лет его левая половина оставалась под солнцем и ветром.

Найденные кости и силуэт животного в сравнении с современным человеком / © phys.org

Таким образом, европейские динозавры позднего триаса были намного разнообразнее, чем считалось прежде, и по древней Европе ходили как двуногие, так и четвероногие растительноядные ящеры. Часть из них вымерла во время триасово-юрского массового вымирания, тогда как остальные дали начало зауроподам — одной из самых многочисленных и хорошо известных групп динозавров.

Исследование опубликовано в журнале Vertebrate Zoology.