09.11.2021
6 391

Палеонтологи нашли неизвестный вид крупных динозавров из Гренландии

5.2

Они обладали длинной шеей, были двуногими, питались растительностью и жили около 214 миллионов лет назад на территории «Зеленой земли».

Реконструкция Issi saaneq / ©phys.org

В те времена Гренландия впрямь была зеленой — ее покрывала густая растительность. Суперконтинент Пангея как раз распался, начал формироваться Атлантический океан, а на Земле происходили климатические изменения, которые позволили травоядным динозаврам достичь территории Европы и выйти за ее пределы. Одним из таковых стал и новый вид гренландских динозавров — предшественников зауроподов, самых крупных наземных животных в истории.

Первые останки их — два черепа хорошей сохранности — еще в 1994 году в Восточной Гренландии нашли палеонтологи из Гарвардского университета (США). Поначалу считалось, что хотя бы один из них принадлежит платеозавру, хорошо известному длинношеему динозавру, который обитал на территории современных Германии, Франции и Швейцарии в триасовый период.

Однако новое исследование международной команды ученых из университетов Nova de Lisboa (Португалия), Мартина Лютера Галле-Виттенберга (Германия) и Копенгагенского (Дания) показало, что эти останки принадлежат новому виду динозавров. Свои выводы палеонтологи представили в журнале Diversity.

3D-мдель черепа Issi saaneq / ©phys.org

Ученые провели микрокомпьютерную томографию костей, которая позволила получить цифровые 3D-модели внутренних структур и костей динозавра, все еще покрытых отложениями. И выяснили, что анатомия вышеупомянутых черепов весьма уникальна: они серьезно выделялись на фоне других динозавров по форме и пропорциям. В этот момент исследователи поняли, что имеют дело с новым видом ящеров. Они назвали его Issi saaneq, что в переводе с языка эскимосов Гренландии означает «холодная кость». Ученые также установили, что динозавр жил в этих краях порядка 214 миллионов лет назад, был растительноядным и обладал длинной шеей.

Один череп принадлежал подростковой особи, другой — практически взрослому животному. Структура костей у обоих показывала лишь незначительные различия, которые касались пропорций. Хотя Issi saaneq отличается от остальных зауроподоморфов (из-за формы черепа), палеонтологи все же нашли похожих на него динозавровMacrocollum и Unaysaurus. Их останки в свое время обнаружили на территории Бразилии, они почти на 15 миллионов лет старше Issi saaneq. Но вместе с платеозавром из Германии, Франции и Швейцарии все эти динозавры все-таки образуют одну группу платеозавридов — двуногих существ, достигавших в длину от трех до десяти метров.