Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
10 октября
1 188

У эмбриона червя возрастом 500 миллионов лет был мозг в форме пончика

3.5

Сохранение окаменелости эмбриона беспозвоночного организма, которому полмиллиарда лет, — само по себе исключительное событие. Однако на этот раз ученым повезло вдвойне: эмбрион древнего червя сохранился в нерасплющенном виде, что позволило восстановить его внутреннее строение.

Трехмерное изображение сохранившегося эмбриона / © 10.1098/rsos.220115

Около 500 миллионов лет назад на территории нынешних Китая и Сибири плескалось мелководное море, чьи воды кишели разнообразными формами жизни. Среди наиболее многочисленных обитателей древнего моря были дальние родственники современных киноринхов — червеобразных животных, самый крупный из которых вырастает чуть больше миллиметра в длину.

Эти древние черви, относящиеся к виду Markuelia hunanensis, каждый год откладывали тысячи яиц в мягком донном иле, и благодаря этому китайские палеонтологи, ведущие раскопки в провинции Хунань на юге страны, заполучили множество окаменевших эмбрионов. Хотя ни одного взрослого экземпляра Markuelia hunanensis не нашлось, строение развивающихся личинок позволило ученым получить представления о том, как же они выглядели.

Теперь же палеонтологи заполучили редкую находку — эмбрион, который в процессе превращения в окаменелость не расплющился, а сохранил изначальную шарообразную форму, уберегшую его внутренние органы от превращения в кашу. Благодаря этому исследователи смогли подробно рассмотреть его строение, в том числе поперечнополосатую мышечную ткань и кольцевой мозг (его также называют окологлоточным нервным кольцом), по форме напоминающий пончик.

Это первый случай в палеонтологии, когда у эмбриона червя кембрийского периода внутренние органы и ткани сохранились настолько хорошо. Строение мозга подчеркивает близость Markuelia hunanensis к киноринхам и другим современным представителям клады Scalidophora, куда еще входят приапулиды и лорициферы: это довольно мелкие морские животные, чей образ жизни не сильно изменился за прошедшие 500 миллионов лет.

Современные киноринхи — в большинстве своем крошечные существа, которых с трудом различает человеческий глаз / © wikipedia.org

В будущем ученые планируют изучить другие найденные окаменелости в надежде обнаружить в них уцелевшие внутренние органы. Ранее подобные работы не проводили, поскольку палеонтологи даже представить себе не могли возможность такого сохранения. Однако теперь все изменилось, и множество еще не описанных окаменелостей ждут своих ученых.

Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.