23 августа
ТюмГУ

4.8

Исследователи из ТюмГУ совместно с учеными из Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, Пензенского государственного университета, институтов цитологии РАН, а также физиологии и генетики животных Чешской академии наук выявили влияние паразитического плоского червя Strigea robusta на нормальное развитие головастиков жаб. Паразит попадает в организм домашних уток, а затем передается человеку, вызывая тяжелое заболевание — трематодоз.

Российские ученые выявили паразитарного червя, который может быть причиной тяжелого заболевания / ©Getty images

Статья ученых вышла в журнале Q1 Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological and Integrative Physiology. Оказалось, что ранее отмеченная индукция морфологических аномалий у головастиков зеленых лягушек под действием этого вида паразитов наблюдается в схожей мере и у палеарктических жаб. Аномальному изменению преимущественно подвержены конечности головастиков: формируются специфические отеки, инверсии конечностей, рост дополнительных частей лапок в бедренной области, увеличение числа пальцев (так называемая полидактилия).

«Эти деформации у амфибий были замечены довольно давно, в середине прошлого столетия, известным французским ученым Жаном Ростаном и названы им Аномалией P. Мы обнаружили то, что аномалии вызываются паразитом, и в нашем исследовании показываем, что они не специфичны только для зеленых лягушек, но встречаются и у жаб, – говорит координатор проекта по изучению влияния паразита на амфибий, старший научный сотрудник лаборатории экологической генетики и метагеномики Антон Свинин. – При этом удалось показать, что паразит не ведет к каким-либо отклонениям в гонадах, затрагивая только конечности, что само по себе вызывает удивление».

Деформации нередко приводят к снижению двигательной активности, делая лягушек и жаб более легкой добычей для птиц, являющихся окончательными хозяевами паразитов. В числе таковых — утиные, в том числе домашние утки, которые в свою очередь могут стать переносчиком тяжелых заболеваний — трематодозов. Обитая в кишечнике птиц, паразиты могут вести к дивертикулезам, формированию нарывов и язвенных образований в кишечнике. Дальнейшее изучение распространения паразита, а также его воздействие на разные группы животных, выявление характера воздействия представляет немалый интерес для ученых, что послужит новыми задачами для будущих исследований.