Партнерский материал

Генетика и личность

«Nature or nurture?» Как бы вы ответили на вопрос «Что определяет поведение человека – генетика или жизненный опыт?» Дебаты на эту тему стартовали как минимум два с половиной тысячелетия назад и не прекратились до сих пор. История усложняется тем, что этот вопрос никогда не был предметом чисто биологического интереса, а колебания чаш весов в этом споре зачастую имели социальные и политические последствия. Прогресс науки приблизил нас к пониманию сути вещей. И, как водится, истина находится где-то посередине.
Генетика и личность

Сегодня уже никто не станет спорить, что и генетика, и жизненный опыт оказывают существенное влияние на становление личности. Личность не может существовать без физического носителя – нашего с вами головного мозга. Его структура и баланс активности различных нейронных систем влияют на эмоциональный фон, стрессоустойчивость, когнитивные способности человека. В то же время нейроны строятся по генетическим инструкциям, записанным в последовательности нашей ДНК.

С другой стороны, человеческий вид не смог бы выжить без способности адаптироваться к непрерывно меняющемуся миру. Природа подарила нашему мозгу свойство нейропластичности, благодаря которому мы способны обучаться и запоминать новую информацию. Этот же механизм лежит в основе формирования наших привычек и зависимостей, но даже сама нейропластичность зависит от генетики. В общем, со времен Гиппократа вопросов у нас только прибавилось. Но они стали куда более конкретными.

Известно, что головной мозг состоит из нейронов. Нейроны образуют синапсы друг с другом для того, чтобы обмениваться сигналами. Для передачи информации через синапс используются нейромедиаторы, которые выделяются из нервного окончания одного нейрона и улавливаются рецепторами на нервном окончании другого. Существует огромное разнообразие нейромедиаторов, использующихся у нас в мозге – глутамат, дофамин, серотонин, адреналин, эндорфин и десятки других. По типу выделяемого нейромедиатора нейроны можно отнести к разным классам, каждый из которых имеет свои функции.

Существует три нейронных системы, играющих ведущую роль в осуществлении психических функций нашего мозга.

Дофаминовая система является основной частью системы поощрения, отвечает за процессы мотивации, обучения, формирования целенаправленного поведения и привязанности.
Серотониновая система определяет наше настроение, агрессивность, темп и качество мышления.
Норадреналиновая ­– бодрость, концентрация внимания и эмоциональное возбуждение.

Все аспекты работы этих систем, включая синтез нейромедиатора, скорость их инактивации, чувствительность рецепторов, зависят от огромного количества разных белков, кодируемых непосредственно генами. Самый знаменитый ген серотониновой системы 5-HTT кодирует белок-транспортер серотонина. Когда в синапсе выбрасывается серотонин, его нужно как-то оттуда убрать, иначе синапс «залипнет» и не сможет передать следующий сигнал. 5-HTT обеспечивает обратный захват серотонина из синапса в нервное окончание, после чего его можно повторно использовать.

Существует две формы гена, отличающихся не кодирующей последовательностью, а длиной регуляторного участка гена. Укороченный вариант не меняет структуру, но снижает количество производимого белка. Из-за этого серотонин медленнее выводится из синапса, и серотониновый сигнал оказывается «сильнее». Это важно в развитии такой структуры мозга, как миндалевидное тело или амигдала, которая ответственна за негативные эмоции и реакцию на них.

Миндалина связана нейронными путями с префронтальной корой, представляющей, наоборот, «светлую» сторону нашей личности. Она отвечает за контроль поведения с точки зрения социальной приемлемости. Амигдала посылает в кору сигналы с помощью серотонина и дофамина, а в обратную сторону работают совсем другие системы – глутаматергические. Усиление серотониновой передачи приводит к тому, что сигналы миндалины «заглушают» префронтальную кору, и в стрессовых ситуациях это может привести к необдуманному или аффективному поведению.

У носителей короткой формы гена 5-HTT понижена стрессоустойчивость, что влияет на риск развития неврозов и депрессии, снижен эффект антидепрессантов (именно на 5-HTT направлено действие СИОЗС). Носители этого варианта часто отличаются импульсивностью, сниженной коммуникабельностью, меланхоличностью. Длинная форма, наоборот, может обеспечить оптимистический взгляд на жизнь и устойчивость к негативным переживаниям. Короткий вариант 5-HTT сильно распространен среди жителей Европы и Азии, но почти не встречается у коренных африканцев.

MAOA и COMT кодируют ферменты, инактивирующие дофамин, норадреналин и серотонин после синаптической передачи сигнала. Оба гена имеют два варианта – с высокой и низкой активностью. Пониженная активность приводит к повышению активности миндалины по уже известному нам пути. Но в данном случае это может проявляться в виде асоциального поведения и агрессивности, снижения способности к эмпатии.

Тем не менее эти варианты не только понижают нашу стрессоустойчивость, но и обеспечивают адаптацию к тяжелым жизненным условиям. Вполне возможно, что повышение агрессивности в неблагоприятных условиях было эволюционно выгодно в недалеком прошлом. Хрестоматийным примером стал народ Маори – коренное население Новой Зеландии. Маори отличались своей воинственностью, и в их популяции была сильно распространена форма гена MAOA с пониженной активностью. Однако даже сейчас эти варианты могут быть полезны: носители низкоэффективных форм этих генов показывают наиболее быстрое и правильное принятие решений в стрессовой ситуации.

DRD2 – ген «поиска новизны». Он кодирует рецептор дофамина и может существовать также в двух вариантах. Один из них менее чувствителен к дофамину, из-за чего система положительного подкрепления ослабляется и человеку сложнее испытывать радостные эмоции от повседневных действий. Такие люди ударяются в поиск новых ощущений, который может завести в нездоровое русло. Кроме того, им сложнее поддерживать длительные отношения, они быстро теряют мотивацию и менее стрессоустойчивы.

BDNF – невероятно важный белок, являющийся для нейронов сигналом к образованию новых синапсов. BDNF играет важную роль в процессах нейропластичности и выделяется при формировании памяти, освоении новых двигательных паттернов. Существуют два варианта гена, отличающихся только одной буквой, но это приводит к замене нейтральной аминокислоты валин на полярный метионин. BDNF с метионином увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и по не установленным пока причинам защищает от депрессии.

Становится понятно, почему гены, задействованные в работе этих систем, могут многое рассказать о личностных качествах человека. Интересно, что среди людей широкое распространение имеют гены, связанные с «вредными» признаками – депрессией, шизофренией, болезнью Паркинсона. Да, может показаться странным, но и большинство других генетических заболеваний не возникают вследствие мутации, а являются генным вариантом, распространенном в человеческом генофонде.

Почему же они не отсеялись в процессе эволюции, спросите вы? Этому есть несколько объяснений:

–– Во-первых, кроме «неподходящего» варианта гена, у нас есть еще 20 000 других генов, которые с точки зрения эволюции очень даже приспособительны.

–– Во-вторых, как в случае с геном MAOA, разные формы генов могут нести приспособительное преимущество в разных ситуациях. Например, такое страшное генетическое заболевание как серповидноклеточная анемия дает преимущество в виде устойчивости к малярии.

Именно существование множества генетических комбинаций во многом определяет уникальность характера.

Сейчас каждый может получить доступ к информации о своей комбинации генов и, например, о предрасположенности к изменению количества нейромедиаторов. На западе уже давно появились коммерческие фирмы, которые проводят генетическое тестирование, но пользоваться их услугами сложно из-за проблем с пересылкой образцов.

Не так давно и в России появились компании, которые помимо самого ДНК-теста предоставляют интерпретацию его результатов и рекомендации о том, как знания о своей генетике применить в жизни. Например, тест MyNeuro от MyGenetics расскажет о работе систем нейромедиаторов и индивидуальных особенностях психики, заложенных на уровне ДНК. Эта информация поможет улучшить психоэмоциональное состояние и скорректировать образ жизни. Также при выявлении риска развития болезни Альцгеймера будут даны рекомендации для сохранения когнитивных способностей: упражнения для мозга, пример подходящего рациона питания.

В заключение хочется сказать, что все мы – индивидуальности. Хотя и гены, и окружающее общество влияют по-разному на личность каждого человека, всегда можно добиться любых высот путем работы над собой. Не так уж важно, с какими входными параметрами мы стартуем, важно то, что каждый способен найти свое место и счастье в этом мире.