17 мая
Ольга И.
10 351

Биологи впервые показали неслучайность использования орудий труда выдрами

5.1

Умение пользоваться орудиями труда у морских выдр известно давно, однако реальную пользу для их организма измерить непросто. Американские ученые впервые узнали, какие преимущества дает выдрам такой подход. Особенно это касается самок.

Выдра
Морская выдра / © Chris Law, phys.org

Морские выдры (Enhydra lutris nereis) — не только самые маленькие из морских млекопитающих, но и самые ловкие. Это одни из немногих животных на земле и единственные представители отряда куньих, которые используют орудия труда — камни. С их помощью выдры могут добыть труднодоступную пищу.

Обычно камни применяют в качестве наковальни, чтобы раскалывать добычу — например, кораллиновые водоросли, среди которых выдры надеются найти раковины морских ушек. При этом животное ложится на воду спиной, а манипуляции с камнем проводит у себя на груди.

Еще выдры заворачивают крабов в водоросли, чтобы обездвижить, и оставляют на своей груди, пока поедают другую добычу, собранную со дна океана. «Оберткой» им служит ламинария, причем не только для добычи, но и для заворачивания детенышей, когда выдры-матери не могут уложить их себе на грудь.

Интересно и другое: детеныши выдр обычно используют орудия, если это делали их матери. При этом самки применяют их чаще, чем самцы. Они так же чаще демонстрируют большее разнообразие в методах использования инструментов.

Время, которое морские выдры затрачивают в день на обращение с орудиями труда, доходит до 21 процента. От 10 до 93 процентов особей в популяции морских выдр регулярно пользуются инструментами, но есть и такие, которые не применяют их в своей жизни. Эти животные просто предпочитают более мягкую добычу — кальмаров, осьминогов, морских ежей.

Ученые из Вашингтонского, Техасского, Калифорнийского университетов (США) и других научных организаций решили больше узнать о том, какие преимущества дает выдрам использование орудий труда. Ведь это делают не все выдры, и оставалось неясным, зачем это необходимо остальным. Выводы своей работы ученые представили в журнале Science.

Исследователи провели наблюдение за 196 морскими выдрами — жителями калифорнийского побережья, на которых установили специальные метки. Выяснилось, что использование инструментов в самом деле дает преимущества этим животным. Ученые впервые обнаружили, что это снижает травматизм зубов у морских выдр.

Исследователи отметили, что самки применяют орудия труда чаще, чем самцы, чтобы компенсировать меньший размер тела и более слабые челюсти. Выращивание детенышей требует много энергии, поэтому самкам нужно эффективно добывать пищу — с помощью инструментов они могут поедать более крупную добычу, а значит, получать больше калорий. Ученые также заметили, что использованию орудий способствует дефицит пищевых ресурсов.