06.09.2023
Юлия Трепалина
5 735

Вейпинг уменьшает размер мужских яичек

5.2

Электронные сигареты (вейпы) нередко преподносят как более безопасную альтернативу привычному табакокурению. Или же как средство, помогающее курильщикам постепенно отказаться от вредной привычки. Однако исследование турецких ученых показало, что вейпинг губителен для мужской фертильности почти так же, как обычный табак.

© Wikimedia Commons / Автор: Екатерина Лебедева

Чтобы показать влияние электронных и традиционных сигарет на мочеполовую систему, исследователи провели серию опытов со взрослыми самцами крыс линии Вистар: 24 животных разделили на три группы (одна из них — контрольная), а затем подвергали воздействию пара от вейпов или табачного дыма в специальном стеклянном сосуде.

В эксперименте ученые использовали сигареты марки Winston, а вейпинг был представлен электронными сигаретами eGo Aio от компании Joyetech и жидкостью для них с пропиленгликолем и растительным глицерином, содержащей 0,6 миллиграмма никотина на миллилитр, без ароматизаторов и вкусовых добавок.

У подопытных крыс оценили уровень котинина в моче, массу яичек, гонадосоматический индекс (отношение веса яичек к весу тела, в процентах), количество и подвижность сперматозоидов, гистологию яичек и биохимические показатели. Результаты сравнили с показателями контрольной группы, на которую не воздействовал никотин.

У крыс, которых «‎окуривали» табачным дымом и паром от вейпов, ученые отметили уменьшение размера яичек, деформацию семенных канальцев, разделение и отмирание половых клеток и клеток Сертоли. В тяжелых случаях наблюдались прекращение отделения половых клеток, образование полостей, некроз, фиброз и атрофия. Также анализы показали повышение уровня маркеров окислительного стресса.

Количество сперматозоидов у крыс, дышавших вейпом, оказалось немного ниже, чем у животных из контрольной группы: 95,1 миллиона сперматозоидов на миллилитр против 98,5 миллиона на миллилитр. Хуже всего с этим обстояли дела у подопытных из «‎табачной» группы: у них насчитали 89 миллионов сперматозоидов на миллилитр. У этих же крыс были самые маленькие тестикулы среди участников эксперимента.

«Результаты исследования свидетельствуют об изменении гистопатологии яичек, спермограммы и параметров окислительного стресса у крыс, подвергшихся воздействию табачного дыма и пара от электронных сигарет», — подытожили ученые, работу которых опубликовал испаноязычный журнал Revista Internacional de Andrología.

Хотя вред табакокурения для репродуктивной способности мужчин хорошо известен, исследований о влиянии электронных сигарет на фертильность не так много. Ученые заявили, что планируют продолжать работу в этом направлении, чтобы расширить знания о последствиях вейпинга для мужского здоровья. Это важно, учитывая распространение мифов о якобы безвредности вейпов и их растущей популярности среди молодежи.

В 2020 году исследователи из Дании установили, что у мужчин, ежедневно использующих электронные сигареты, общее количество сперматозоидов значительно ниже, чем у некурящих.

По оценкам экспертов, в России более четверти взрослого населения курит. Примерно 3,5-4 миллиона человек используют электронные системы доставки никотина, чаще называемые вейпами. Несмотря на возрастные ограничения, их ряды пополняют дети и подростки.