30.03.2023
6 833

Зарегистрирован первый случай заражения человека грибом — паразитом растений

6.4

Индийские медики описали уникальный клинический случай болезни, вызванной грибом хондростереумом, который поражает растения. Пациента удалось вылечить, однако сам факт такой смены хозяина вызывает большую тревогу.

Chondrostereum purpureum на пораженном растении
/ Автор: Наталья Федосеева

Грибы плохо переносят высокие температуры, поэтому представляют гораздо меньшую опасность для людей, нежели, например, бактерии. Из миллионов видов грибов лишь доли процента способны заражать наш вид. Если иммунитет человека сохраняется в норме, такие инфекции обычно затрагивают лишь поверхность кожи, где относительно прохладно. Однако некоторые ученые с тревогой ждут перемен, которые могут произойти в связи с глобальным потеплением.

Изменение климата создает заметное эволюционное давление на грибы, заставляя тех быстро адаптироваться к более высокой температуре и потенциально делает их все опаснее для нас. Определенной защитой остаются трудности приспособления паразитических грибов к инфицированию новых, прежде «незнакомых» им видов. Но, похоже, и этот барьер не столь уж непроницаем. На такую угрозу указывает описание уникального (пока еще) клинического случая заражения человека патогеном растений. Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Medical Mycology Case Reports.

Несколько лет назад за помощью к медикам обратился 61-летний житель Индии: он жаловался на постоянный кашель, хрипы, трудности при глотании, боли в горле и постоянное утомление, которые мучали его на протяжении нескольких месяцев. Рентген и компьютерная томография грудной клетки не выявили заметных изменений, хотя на снимках КТ врачи заметили признаки гнойного воспаления в области трахеи, которое после лабораторных исследований связали с грибковой инфекцией.

Окрашенный препарат C. purpureum из тканей пациента / ©Dutta & Ray, 2023

Образцы гриба отправили специалистам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые провели секвенирование его ДНК. Ко всеобщему удивлению, им оказался хондростереум пурпурный (Chondrostereum purpureum), известный патоген растений. Чаще всего он поражает представителей семейства розовых, включая вишни и яблони, вызывая «болезнь серебряного листа».

Пациент работает микологом, специализируясь на болезни растений. По его словам, непосредственно с C. purpureum он не контактировал, зато имел дело с полугнилой растительной массой, полной самых разнообразных грибков. Очевидно, именно так он и «подцепил» уникальную болезнь. Как отмечают медики, терапия противогрибковыми препаратами позволила вылечить мужчину без осложнений. Отслеживая его состояние в течение двух лет, врачи не отметили никаких признаков возвращения инфекции.