29.11.2022

Загрязнение воздуха заставляет лимфатические узлы чернеть

5.5

Жизнь в городе с сильно загрязненной атмосферой заметно сказывается на состоянии лимфатических узлов в легких. Они заполняются частицами пыли и сажи, чернеют и хуже справляются с защитой организма.

Воздух над Тайванем
Воздух над Тайванем / ©CSLmedia Productions

В теле человека есть несколько сотен лимфатических узлов, которые играют важнейшую роль в защите организма от рака и инфекций. Там фильтруется лимфа, распознаются чужеродные антигены, сохраняется иммунная память, развиваются клетки-лимфоциты и так далее. В норме лимфоузлы имеют бежево-розовый цвет. Однако у людей, годами вдыхающих загрязненный воздух, они становятся черными, словно легкие закоренелого курильщика. Это продемонстрировали ученые из Колумбийского университета, статья которых опубликована в журнале Nature Medicine.

Донна Фарбер (Donna Farber) и ее коллеги исследовали лимфатические узлы у 84 недавно скончавшихся жителей США в возрасте от 11 до 93 лет — как курильщиков, так и некурящих. В процессе работы они заметили, что с возрастом цвет лимфатических узлов меняется. У подростков и юношей они еще сохраняют бежево-розовый оттенок. Однако у людей старше 30 лет лимфоузлы становятся все более черными и к 60 годам уже напоминают крошечные кусочки угля.

Лимфоузлы шести некурящих человек разного возраста / ©Donna Farber, Columbia University Irving Medical Center

Авторы обнаружили, что такие метаморфозы переживают лишь лимфоузлы, расположенные в легких. Те, что находятся в желудочно-кишечном тракте и других частях организма, могут оставаться нормального цвета до старости. Именно это, по мнению ученых, указывает на причину почернения: загрязнения воздуха, насыщающие легкие огромным количеством пыли и сажи. Такую гипотезу подтвердил гистологический анализ черных лимфоузлов. Под микроскопом в них удалось рассмотреть частицы, проникшие и в межклеточное пространство и даже внутрь клеток.

Особенно много загрязнений накапливается в макрофагах — иммунных клетках, которые активно поглощают и переваривают бактерий, остатки мертвых клеток и чужеродные частицы, попавшие в тело. По словам ученых, макрофаги буквально «задыхаются» под грузом такого количества пыли и сажи и теряют способность выполнять свои обычные функции. Все это резко снижает способность организма сопротивляться инфекциям, особенно тем, что передаются воздушно-капельным путем.