05.06.2023
3 083

В чернилах осьминогов нашли средство против рака

4.6

Биологи научились синтезировать одно из необычных веществ, входящих в состав защитных чернил осьминогов, а заодно обнаружили, что оно эффективно уничтожает опухолевые клетки, не затрагивая здоровые.

©Yahoo News / Автор: Cloelia Andronicus

Обыкновенные осьминоги (Octopus vulgaris) широко распространены по всей Атлантике и в Средиземном море. Эти одиночные придонные моллюски живут несколько лет, достигая массы 10 килограммов. Для охоты они используют яд, а для защиты могут выбрасывать облако чернил. В составе этих чернил ученые находят органические молекулы, которые демонстрируют перспективные противоопухолевые свойства. Эти соединения могут стать основой новых методов лечения рака. О нем рассказывается в статье, опубликованной в журнале Food and Chemical Toxicology.

Чернила головоногих представляют собой сложный коктейль, содержащий множество необычных молекул. Некоторые из них имеют ценные биоактивные свойства, включая противовоспалительные и противоопухолевые. Такой работой занимаются и биологи из мексиканского Университета Сонора. Некоторое время назад они идентифицировали в чернилах Octopus vulgaris новую молекулу, получившую сокращенное название озопромид (ozopromide).

Это азотсодержащее органическое соединение, включающее шести- и пятичленную циклические группы. В новой работе Мартин Эрнандес-Зазуэта (Martin Hernandez-Zazueta) и его коллеги показали, что такую молекулу можно синтезировать искусственно. Затем ученые исследовали биоактивные свойства озопромида. Эксперименты проводили на культурах клеток опухоли молочной железы, яичников, простаты и легких.

Авторы исследования показали, что озопромид затрудняет рост и размножение злокачественных клеток, приводя к их массовой гибели. В случае рака легких это действие оказалось особенно заметным, сократив число клеток вдвое. Зато никакого негативного влияния озопромида на здоровые клетки не замечено. Это резко отличает его от большинства цитотоксических веществ, которые применяются в медицине сегодня и наносят вред всем клеткам, оказавшимся поблизости. Возможно, озопромид поможет разработать новые, более щадящие методы лечения онкологических заболеваний.