Ученые разгадали многолетнюю загадку паразитов сонной болезни

Открытие шотландских исследователей разрешает десятилетний вопрос о поведении паразитов, которые распространяются укусом мухи цеце и вызывают опасные заболевания у людей и животных.

10K

В исследовании, опубликованном в журнале Cell, сотрудники Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) и Универстета Эдинбурга показали, как паразиты в кровотоке посылают химические сигналы друг другу, изменяя свои физические параметры, необходимые для распространения болезни. Изучение того, как паразиты сонной болезни повышают способность к распространению, может помочь в борьбе с этим заболеванием.

По словам ученых, им точно удалось определить сигнал, который позволяет паразитам перейти от формы, в которой они могут быстро увеличить свою численность, к той форме, которая больше подходит для выживания на теле мухи цеце. Исследователи обнаружили, что паразиты выделяют ферменты, называемые пептидазами, которые разбивают белки в крови на более мелкие молекулы.

Эти небольшие молекулы, известные как олигопептиды, обнаруживаются белком-GPR89, который находится на теле паразита. Это позволяет им осуществлять переход в такое состояние, в котором они могут быть разнесены насекомыми. Олигопептиды действуют и как питательные вещества для паразитов и поглощаются одним и тем же самым белком.

Нарушение этого процесса путем разработки препарата, который бы помешал действию протеина GPR89, может привести к новому, эффективному способу борьбы с сонной болезнью. Достичь успеха в этом можно двумя способами: сократив количество питательных веществ либо предотвратив переход паразитов в состояние, позволяющее болезни распространиться.

Исследователи также предполагают, что паразитов можно обмануть с помощью искусственной формы сигнальной молекулы, которая поможет замедлить их рост.

«Понимание того, как эти паразиты общаются друг с другом, десятилетиями было для нас загадкой. Механизм, который мы обнаружили, открывает новые возможности для разработки столь необходимых лекарств против этой страшной болезни», — утверждает профессор Кит Мэтьюз (Keith Matthews), возглавлявший исследование.

Эта способность паразитов сонной болезни переключаться между состояниями, чтобы с помощью мухи цеце заражать другие живые организмы, была впервые описана в 1972 году. С тех пор многие ученые бились над решением вопросов об этом процессе, однако впервые это удалось сделать именно группе профессора Мэтьюза.

Медицина