25.08.2020
Мария Кривоченко
4 394

Ученые рассказали о новой форме деменции

3.2

Группа американских исследователей изучила несколько распространенных форм слабоумия и выявила критерии, по которым их можно различать в клинических условиях. Выяснилось, что заболевание LATE-NC самостоятельно, то есть не представляет собой раннюю стадию другой формы деменции. В будущем это поможет разработать эффективную терапию и лекарство от нее.

Репрезентативные фотомикрографии, показывающие иммунореактивные особенности TDP-43 в LATE-NC и FTLD-TDP / ©BRAIN: A Journal of Neurology.

Возрастная протеинопатия ДНК-связывающего белка TDP-43 встречается у миллионов людей. Она служит маркером нескольких нейродегенеративных заболеваний, например бокового амиотрофического склероза (ALS) и лобно-височной деменции (FTLD-TDP), и ведет к нарушению когнитивных способностей, особенно эпизодической памяти.

В прошлом году международная группа экспертов заметила, что при вскрытии некоторых пациентов с признаками болезни Альцгеймера медики не находили в головном мозге характерных бляшек. Так ученые выявили новый тип деменции, которую вызывает накопление белка TDP-43 в нейронах и глиальных клетках, — лимбическую преобладающую, возрастную TDP-43 энцефалопатию (LATE). Описать ее было особенно важно, так как с ней сталкиваются примерно 40% людей старше 85 лет.

Тем не менее в классификации нейродегенеративных расстройств до сих пор есть пробелы. На поздней стадии большая часть симптомов LATE напоминает проявления лобно-височной деменции типа А, поэтому ее часто называют всего лишь ранней стадией развития FTLD-TDP. Исследователи из Пенсильванского университета и Университета Кентукки в США решили сравнить фронтотемпоральную деменцию и LATE и проверить, являются ли эти формы деменции разными стадиями одного заболевания.

Они отобрали пациентов с LATE-NC и FTLD-TDP и сравнили симптомы, снимки и слайды срезов головного мозга. На их основе удалось выделить признаки двух разных подтипов деменции. «Пока вы не можете определить болезнь, трудно искать лекарство. Теперь у нас есть лучшая основа, на которой можно разрабатывать терапию», — рассказал Доктор Питер Нельсон из Центра Сандерса-Брауна по проблемам старения в Университете Кентукки и один из авторов работы. Результаты исследования опубликованы в журнале Brain: A Journal of Neurology.

Ученые отметили, что у их работы есть ограничения. Они сравнивали течение FTLD-TDP и тяжелой формы LATE, поэтому старались исключить случаи, в которых LATE только начинала развиваться и не протекала тяжело. Поэтому вопрос, как можно различить ранние стадии двух форм деменции, остается открытым.

Тем не менее доктор Нельсон и его команда смогли сделать критерии определения LATE более точными и доказать, что это отдельное заболевание. Теперь они ждут начала нового исследования, в рамках которого собираются провести клинические испытания возможных препаратов от этой формы деменции на добровольцах. Предполагается, что лекарство поможет остановить развитие болезни на ранней стадии.