Ученые предположили связь между вакцинацией БЦЖ и смертностью от Covid-19. Но делать выводы рано

6.2

Массовая противотуберкулезная вакцинация может объяснить пониженную смертность от коронавируса в некоторых странах. Впрочем, из этого правила есть исключения, которые ученые пока не выяснили. Кроме того, не известны биохимические механизмы такой защиты.

бцж и коронавирус
Вакцина БЦЖ может давать защиту и от коронавируса / © Meduza

Группа ученых из Технологического университета Нью-Йорка сообщила, что смертность от инфекции Covid-19 имеет обратную корреляцию с распространенностью вакцинации против туберкулеза. Статья об этом выложена в архиве препринтов MedRxiv.

Пандемия Covid-19 охватила почти весь мир, но ее развитие различается по странам. Это может быть обусловлено методиками учета и условиями тестирования заболевших, культурными нормами, строгостью карантинных мер и качеством медицинской инфраструктуры. В новой статье ученые предполагают, что на различия также может влиять национальная политика в области применения вакцины БЦЖ.

БЦЖ — безопасная и недорогая противотуберкулезная вакцина, изготовленная из ослабленного штамма живых бактерий Mycobacterium bovis. Она также имеет доказанную эффективность в борьбе с другими заболеваниями, вызванными микобактериями: в частности, с проказой и язвой Бурули.

По данным американских ученых, вакцинация БЦЖ дает организму определенные преимущества в борьбе с коронавирусом. Сравнив политику противотуберкулезной вакцинации в разных странах, исследователи обнаружили, что государства без универсальной политики вакцинации (такие как Нидерланды, Италия и США), гораздо сильнее страдают от пандемии, чем те страны, где такая вакцина применяется давно и регулярно.

Распределение стран по доходам населения и смертности от Covid-19. Синим цветом отмечены страны с низкими доходом на душу населения, черным — со средним и высоким доходом. Красным отмечены страны со средними и высокими доходами населения, отсутствием государственной политики в области вакцинации БЦЖ и относительно высокой смертностью от Covid-19 / © Otazu, Miller et al., 2020

Среди последних исследователи упоминают Бразилию, где всеобщая противотуберкулезная вакцинация применяется с 1920 года, и Японию: там БЦЖ широко используют с конца 1940-х. При этом государства, в которых универсальная политика вакцинации была сформирована относительно недавно (например, Иран, где повсеместное применение БЦЖ началось лишь в 1984 году), имеют особенно высокую смертность среди пожилого населения.

Предположение, высказанное в статье, может объяснять низкий уровень смертности в некоторых бедных государствах — например, на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Стоит отметить, что во многих регионах с низким уровнем дохода на душу населения до сих пор не было зарегистрировано ни одного смертельного исхода от Сovid-19. Впрочем, авторы учли тот факт, что это может быть связано с низким качеством диагностики или намеренным занижением статистических показателей, поэтому исключили такие «аномалии» из своего исследования.

Однако окончательный вывод об эффективности вакцины БЦЖ делать пока рано. Во-первых, статья исследователей из Технологического университета Нью-Йорка еще не прошла рецензирование и не была принята ни одним солидным научным изданием. Во-вторых, для подтверждения действенности противотуберкулезной вакцины необходимо провести клинические испытания. Сейчас такое исследование начинают ученые из Детского научно-исследовательского института Мердока в Мельбурне.

Работа американских исследователей также не объясняет, почему корреляция между повсеместной вакцинацией БЦЖ и пониженной смертностью от коронавируса не наблюдалась в Китае, где уже давно применяется поголовная иммунизация. Кроме того, многие ученые ставят под сомнение тот факт, что сделанная в детстве прививка может помочь пожилым людям перенести болезнь. В полной мере противотуберкулезная защита действует 10-15 лет, а ее эффективность по прошествии этого срока точно не определена.

В то же время одного этого факта недостаточно, чтобы полностью разрушить теоретические построения о роли БЦЖ: так, существует более раннее исследование, в котором у американских индейцев, вакцинированных в 1930-е годы, обнаружили действенную противотуберкулезную защиту через 60 лет после прививки.

София Жаботинская

Предназначенный для отработки технологий космического корабля Starship аппарат SN4 взорвался после проведения огневых испытаний нового метанового двигателя.