07.05.2020
14 671

Старое лекарство оказалось противоядием от укусов гадюк

5.3

Лекарство, широко применяющееся при отравлениях солями тяжелых металлов, может стать основой эффективного антидота для смертельно опасного яда гадюк.

©Wolfgang Wuster

Поселившись в городах, мы крайне редко встречаемся со змеями, тем более с ядовитыми. Однако некогда они выступали одной из главных угроз жизни, и до сих пор от их укусов каждый год гибнут десятки тысяч человек, многие теряют конечности. Действие их токсинов проявляется быстро, а укусы часто происходят в удаленной местности, не оставляя времени для своевременного обращения за медицинской помощью. Снять эти проблемы могло бы создание инъекций с быстродействующими противоядиями.

Подходящим антидотом для токсина обыкновенных гадюк может оказаться уже известный медикам препарат, применяющийся при отравлениях тяжелыми металлами. Об этом Николас Кейсуэлл (Nicholas Casewell) и его коллеги из Ливерпульской школы тропической медицины сообщают в новой статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine.

Яд каждого вида змей уникален и содержит свой неповторимый «коктейль» пептидов. В состав многих из них входят ферменты металлопротеазы, которые моментально разрушают любые попавшиеся «под руку» белки, из-за чего укус вызывает быстроразвивающуюся геморрагию и некроз окружающих тканей. Однако активность металлопротеаз полностью зависит от ионов металлов, при участии которых они и проводят свои смертоносные реакции.

Как правило, металлопротеазы используют ионы цинка, и яд гадюк содержит именно такие белки. Эту особенность ученые и предлагают использовать для «выключения» ферментов токсина. Ведь медицине давно известны препараты, способные крепко связывать тяжелые металлы в организме, нейтрализуя их. Одно из самых популярных средств в этом ряду — унитиол, который применяется при отравлениях солями тяжелых металлов. Возможно, он же подойдет при укусах гадюк.

Чтобы проверить это, команда Кейсуэлла провела эксперименты с лабораторными мышами, которым инъецировали яды гадюк, а спустя 15 минут давали водный раствор унитиола перорально. Опыты показали, что препарат замедляет гибель таких животных, а в некоторых случаях позволяет им выжить. Например, в случае яда западноафриканской гадюки Echis ocellatus из пяти мышей две сохранили жизнь, а три прожили от 12 до 21 часов, тогда как все не получившие унитиол животные из контрольной группы погибли в течение менее четырех часов.

Авторы отмечают, что препарат может оказаться перспективным средством, чтобы как минимум отсрочить опасные эффекты яда, расширяя временное окно для оказания медицинской помощи. Однако доказать это еще предстоит. Вскоре ученые планируют экспедицию в Центральную Африку, жители которой страдают от укусов гадюк больше, чем какого-либо другого региона мира. Впрочем, даже если эффективность унитиола будет подтверждена, он, к сожалению, не сможет стать единым универсальным антидотом.

Как уже говорилось, яд каждого вида змей уникален, и, например, пептиды в токсинах кобр действуют иначе, целенаправленно атакуя нейроны, — и для них требуются совершенно другие противоядия. Более того, «коктейль» змей, живущих в разных регионах, также может различаться, что делает создание универсального антидота почти такой же сложной задачей, как и получение антибиотика, помогающего при любых бактериальных инфекциях.