8 июля
Полина Меньшова
14 556

Антидепрессивный эффект физических упражнений объяснили с научной точки зрения

6.2

Ученые из Великобритании предложили психофизиологическую модель, объясняющую, как именно физические упражнения облегчают симптомы депрессии. Особенно она применима к аэробной нагрузке, например ходьбе, подъему по лестнице, бегу.

Исследователи описали, как физические упражнения облегчают симптомы депрессии
Исследователи описали, как физические упражнения облегчают симптомы депрессии / © PxHere

При аэробной нагрузке задействуются разные группы мышц, а в качестве основного источника энергии используется кислород. К этому виду физической активности относят, например, ходьбу, подъем по лестнице, бег, танцы, езду на велосипеде и роликах, катание на коньках и лыжах, плавание, зумбу, табату, аэробику и аквааэробику. Тренировки, построенные на аэробных упражнениях, согласно предыдущим исследованиям, улучшают когнитивные функции вне зависимости от возраста и наиболее полезны вечером.

Помимо прочего, подобная физическая активность способна облегчать симптомы депрессии. Этот эффект уже был известен, но механизм, приводящий к нему, оставался не до конца ясным.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона в Великобритании предложили модель, которая объясняет антидепрессивный эффект физических упражнений. Результаты анализа, в рамках которого были изучены многочисленные исследования людей и животных, опубликовал журнал Nature.

Физические упражнения повышают мотивацию, облегчая такие симптомы депрессии, как усталость и трудности с получением удовольствия © University College London, Nature, E. J. Hird et al.
Физические упражнения повышают мотивацию, облегчая такие симптомы депрессии, как усталость и трудности с получением удовольствия / © University College London, Nature, E. J. Hird et al.

Авторы научной работы исходили из того, что аэробные упражнения снижают системное воспаление, которое, в свою очередь, ухудшает дофаминергическую передачу. Эти процессы влияют на принятие решений о том, приложить ли усилия, чтобы получить некое вознаграждение. Скорость «решений о получении награды» ранее связывали с риском повторной депрессии после приема антидепрессантов: те, кому требовалось больше времени, с большей вероятностью заболевали снова.

За счет того, что уменьшается воспаление, усиливается передача дофамина и меняется механизм принятия решений об усилиях ради вознаграждения, симптомы депрессии могут становиться менее выраженными. В частности, по словам ученых из Университетского колледжа Лондона, повышая готовность человека прилагать усилия ради вознаграждения, физические упражнения уменьшают ангедонию (снижение или утрата способности испытывать радость, удовольствие. — Прим. ред.), усталость и субъективные когнитивные нарушения.

Команда исследования предполагает, что понимание механизмов, благодаря которым физическая нагрузка облегчает симптомы депрессии, позволит усовершенствовать существующие стратегии лечения. В том числе — повысить эффективность медикаментов, которые назначают пациентам.

В Мурманской области не добывают золото: его месторождений здесь пока не нашли. Впрочем, сообщения о находках этого металла датируются еще XVIII веком. Геологам также известны в Кольском регионе рудопроявления золота — минеральные тела, содержащее драгоценный металл в ассоциации с другими минералами, характерными для промышленных руд, но в таком количестве, что при нынешнем развитии экономики и технологий добывать его нерентабельно. Чтобы обнаружить в Кольском Заполярье месторождения золота, необходимы новые исследования. Ученые Геологического института Кольского научного центра провели их и узнали о природе местных рудопроявлений.

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета в составе научной группы выявили ген, который позволил арахису стать природным ГМО и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Американские биологи впервые провели анатомический анализ лицевых мышц койотов и обнаружили у этих хищников мышцы, которые позволяют домашним собакам строить «щенячий взгляд». Гипотетически этот признак возник при одомашнивании, но авторы новой научной работы опровергли эту версию. Вдобавок исследователи обнаружил мышцу-пучок, которая позволяет койотам щуриться.

Международная исследовательская группа смогла прорастить семя древнего дерева из рода коммифора (Commiphora), найденного в пещере Иудейской пустыни в 1980-х годах. Ученые предположили, что это растение упоминается в библейских текстах. История семени, пролежавшего в земле почти тысячу лет, не только впечатляет, но и открывает новые возможности для изучения древней флоры засушливого региона.

Полина Меньшова

Натуральные, или счетные, числа обозначают количество чего-либо или порядковый номер предмета относительно других. Ноль, не относящийся к натуральным числам, кодирует пустоту, отсутствие каких бы то ни было предметов. Однако человеческий мозг реагирует на него как на очень маленькое число, обнаружили ученые из Германии.

Уголь – один из главных источников производимой электроэнергии во всем мире. В то время как запасов природного газа и нефти хватит на 40–60 лет, а уранового топлива – на 80–90, угля достаточно на тысячи лет. Но есть одна проблема: его использование наносит серьезный вред экологии. Это и выброс парниковых газов (CO2, СН4), а также SOx, NOx и твердых частиц при его сжигании, и загрязнение почвы и подземных вод в зоне складирования отходов. Однако белорусские ученые считают, что за этим видом топлива будущее, и знают, как сделать использование угля безопасным для природы.

Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.