Синдром хронической усталости связали с гиперактивной иммунной системой — Naked Science

Синдром хронической усталости связали с гиперактивной иммунной системой

Выводы сделаны на основе модели СХУ и предполагают дальнейшее подтверждение.

Исследователи из Института психиатрии, психологии и нейронауки (Великобритания) провели эксперимент с участием людей, зараженных гепатитом С. Они показали связь между сверхактивным иммунным ответом и возникновением синдрома хронической усталости (СХУ). Работа опубликована в журнале Psychoneuroendocrinology.

Синдром хронической усталости — болезнь, характеризующаяся продолжительным утомлением, которое не проходит даже после длительного отдыха. Сегодня не существует препаратов, которые бы с ним боролись, так как его природа до конца не известна. Существуют различные версии появления этого синдрома, некоторые из которых предполагают психологические причины. Однако последние исследования физиологов, по-видимому, опровергают такую теорию.

Исходя из предположения, что причиной СХУ может быть иммунитет, авторы провели опыт с участием 55 пациентов, имеющих хроническую форму вирусного гепатита С (HCV). Средний возраст добровольцев — 44 года и шесть месяцев (80 процентов из них — мужчины). Им вводили препарат интерферон альфа (IFN-α), который чаще всего используют для лечения гепатита С. Это вещество вызывает усиленную реакцию иммунитета, как при атаке опасной инфекцией. Оно «перегружает» иммунную систему человека, что может служить моделью того, как формируется СХУ.

Период лечения составлял от шести до 12 месяцев. В это время, а также в течение полугода после проведенного курса исследователи измеряли уровень цитокинов, кинуренина и усталости. Они заметили, что у 18 пациентов появилась «постоянная усталость» после лечения. В начале опыта добровольцы не различались в уровне утомленности. После старта приема интерферона альфа эти же 18 пациентов показали больший уровень цитокинов и повышенную усталость на фоне остальной части группы. По мнению исследователей, результаты косвенно доказывают, что СХУ может вызывать гиперактивная работа иммунной системы человека. Они не исключают, что для прямого доказательства гипотезы потребуются новые исследования.

Помимо прочего, авторы сравнили показатели иммунной системы 57 здоровых волонтеров и 54 людей, у которых диагностировали СХУ. Они не увидели разницы, что может сигнализировать о том, что различия заметны только в течение определенного промежутка времени после иммунного ответа.

В прошлом году ученые из Стэнфордского университета обнаружили в крови 192 добровольцев с диагностированным синдромом хронической усталости маркеры заболевания. По их утверждениям, хроническую усталость можно определить по анализу крови.

Европейские ученые провели независимый анализ и перепроверили данные предыдущего исследования, авторы которого заявили об обнаружении фосфина в верхних слоях атмосферы Венеры. Подтвердить результаты коллег им, увы, не удалось.

Сразу два новых исследования нашли объяснение высокой инфекционности SARS-CoV-2 и его способности так легко и быстро захватывать организм. Кроме того, ученые показали еще одну потенциальную цель для борьбы с вирусом.