Потенциальная универсальная вакцина от гриппа прошла важную стадию клинических испытаний — Naked Science

Препарат под названием FLU-v содержит четыре компонента, которые помогают лимфоцитам распознавать определенные участки белков, характерные почти для всех штаммов вируса гриппа.

Вакцинация против гриппа может стать гораздо эффективнее
Вакцинация против гриппа может стать гораздо эффективнее / © The Daily Beast

Вакцина, которая смогла бы обеспечить надежную иммунизацию сразу от нескольких штаммов гриппа, — своего рода святой Грааль для врачей. Возможно, ученые близки к тому, чтобы подобную вакцину создать: разработка под названием FLU-V прошла первую и вторую фазы клинических испытаний. Статья об этом опубликована в издании Annals of Internal Medicine.

По словам создателей вакцины, результаты тестов были весьма обнадеживающими. «Мы провели четыре клинических испытания FLU-v, — говорит Ольга Плегуэзелос из фармацевтической компании SEEK. — Ключевой момент — вакцина может давать клеточный и иммунный ответы, которые проявляются в течение шести месяцев после иммунизации». С учетом того, как быстро меняются вирусы, подобная продолжительность «иммунного сопротивления» просто грандиозна.

Каждый сезон гриппа вынуждает специалистов прогнозировать, какие штаммы будут наиболее распространенными, и оперативно разрабатывать против них вакцины. Однако в разгар эпидемии вирус может мутировать или появится новый штамм, что сделает все принятые меры бесполезными.

Раньше ученые пытались найти решение этой проблемы при помощи «суперантител», которые каким-либо образом будут прикрепляться к различным вирусным штаммам. Однако такой подход не принес успеха. В новой работе исследователи сосредоточились на самом инфлюэнцавирусе, пытаясь понять, какие его части остаются неизменными независимо от штамма.

Благодаря применению компьютерного алгоритма команде ученых удалось определить консервативные (не подверженные изменениям) участки вирусных белков. FLU-v содержит четыре разных компонента против четырех разных консервативных участков вируса гриппа, и даже если один из этих участков будет изменен, три компонента все равно обеспечат высокую эффективность вакцины.

FLU-v активирует Т-лимфоциты, которые определяют нужную последовательность вирусного белка, запуская тем самым противовирусный ответ. «Научному сообществу потребовалось много лет, чтобы осознать действенность Т-клеточного подхода, — комментирует Плегуэзэлос. — Пандемия 2009-2010 годов (имеется в виду вспышка вирусного штамма H1N1, широко известная как «свиной грипп». — Прим. ред.) показала, что люди, подвергшиеся воздействию вируса, но не заболевшие, имели Т-лимфоциты, реагирующие на [специфичные] участки вируса».

Пока FLU-v успешно завершила лишь первые фазы испытаний, которые ограничиваются оценкой безопасности разработки. Теперь создатели вакцины готовятся к третьей фазе, в ходе которой препарат пройдет рандомизированные контролируемые исследования с участием большой популяции пациентов и фактически покажет, на что он способен в «полевых условиях».