25.11.2022

Универсальная вакцина от гриппа прошла проверку на животных

5.8

Экспериментальная РНК-вакцина успешно защитила подопытных грызунов от двадцати разновидностей вируса гриппа типа А и В.

Вирус гриппа под электронным микроскопом
Вирус гриппа под электронным микроскопом / ©Alain Grillet, Sanofi Pasteur

Американские разработчики получили РНК-вакцину, содержащую фрагменты генома всех распространенных вариантов вируса гриппа. Новый препарат продемонстрировал высокую эффективность в опытах на мышах и хорьках, вызвав хороший иммунный ответ и защитив их от заражения множеством разновидностей обоих типов вируса гриппа. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Science.

Вирусы гриппа разделяют на четыре рода, но подавляющее большинство случаев заболевания человека связывают с двумя — гриппом типа А и В. В рамках каждого из них различают несколько серотипов, причем в пределах самих серотипов то и дело возникают новые штаммы. Этот вирус отличается очень высокой изменчивостью, благодаря чему новые штаммы возникают постоянно, а вакцины быстро теряют эффективность. Каждый год медикам приходится прогнозировать, какой из новых штаммов вызовет очередную пандемию, и каждый раз заранее разрабатывать новую вакцину для защиты от него. Иногда эти прогнозы не сбываются, приводя к потерям огромных ресурсов и массовой заболеваемости.

Решением этих проблем может стать универсальная вакцина, способная защищать от множества разновидностей вируса гриппа. Созданием такого препарата занимается команда Скотта Хенсли (Scott Hensley) из Пенсильванского университета. В отличие от большинства своих коллег, они используют новую технологию РНК-вакцин, которая получила известность во время пандемии Covid-19 — благодаря успешным разработкам компании Moderna и консорциума Pfizer и BioNTech.

В отличие от традиционных вакцин, которые содержат инактивированные частицы исходного вируса или части его белков, РНК-вакцины включают фрагменты вирусного генома в виде матричной РНК (мРНК), защищенной оболочкой из липидов. Хенсли и его коллегам удалось поместить в вакцину «образцы» из всех 20 распространенных серотипов вируса гриппа типов А и В. Теоретически возможны и другие разновидности, но ключевые варианты вакцина содержит.

Эффективность препарата продемонстрировали в тестах на мышах: ученые показали, что у животных вырабатываются антитела ко всем 20 серотипам и уровень их остается стабильным до четырех месяцев. Аналогичные результаты получили на хорьках — популярных модельных организмах в исследованиях гриппа.

В других экспериментах мышей разделили на две группы, одна из которых получала вакцину, а вторая — аналогичный препарат-«пустышку». Через месяц после прививания животных заражали вирусами гриппа, которые несли белки, аналогичные закодированным в РНК-вакцине либо не слишком похожие на него. Получившие вакцину мыши справлялись с первым вариантом вируса в 100 процентах случаев, со вторым — в 80 процентах. Грызуны, получившие «пустышку», всегда погибали. Это говорит о том, что препарат дает отличную защиту от содержащихся в нем серотипов, но пониженную — от новых.