Исследования показали, почему у женщин чаще встречаются аутоиммунные заболевания
Полина Гершберг

Х-хромосома, полученная от отца, повышает для женщин риск трудноизлечимых нарушений в работе иммунной системы.

Фотография Y- и Х-хромосом. сделанная при помощи электронного микроскопа
Фотография Y- и Х-хромосом. сделанная при помощи электронного микроскопа / © Wired

Аутоиммунные заболевания чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Причем в разы: например, рассеянный склероз — в три раза чаще, волчанка — в девять. В более ранних работах рассматривалась возможность связи таких различий с гормонами. Авторы статьи, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, предположили, что дело может быть в работе хромосом. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе проверили на мышах теорию о том, что именно отцовская Х-хромосома, получаемая девочками, ответственна за дополнительные риски аутоиммунных заболеваний.

Аутоиммунные заболевания — обширная группа нарушений. Они имеют различные симптомы, а объединяет их то, что иммунная система организма, грубо говоря, начинает атаковать своего хозяина. В результате такого friendly fire развиваются различные патологические состояния, воспаления и разрушения тканей организма. От болезней этой группы страдает не менее 5-7% всех людей.

Как известно, мальчикам от отца достается Y-, а девочкам — Х-хромосома. Так как девочки от матери также получают Х-хромосому, то для предупреждения дублирования существует механизм деактивации Х-хромосомы. С помощью метилирования ДНК блокируется экспрессия определенных генов. Благодаря этому подавляющее большинство генов неактивной Х-хромосомы «спит». Однако порядка 15% генов все же могут «обходить» защиту, из-за чего у женщин более активно экспрессируются гены Х, чем у мужчин. В свою очередь, механизмы, обеспечивающие функционирование всей этой системы, могут негативно повлиять на общую экспрессию некоторых признаков. Среди них и те, что обеспечивают бесперебойную работу иммунной системы. В результате у женщин может формироваться провоспалительный ответ.

Авторы статьи в экспериментах на модельных животных (мышах) обнаружили кластер из пяти генов, связанных с иммунной системой на Х-хромосоме. Он был более выражен у мышей-самцов, чем у самок. Проанализировав разницу в экспрессии генов, связанных с иммунной системой, у самцов и самок, исследователи выяснили, что Х-хромосома, инактивировавшаяся у самок, делала это не случайным образом. Как правило, ею становилась та Х-хромосома, которая была передана от их отцов.

Более ранние исследования показали, что дополнительные Х-гены дают женщинам преимущество: у них более сильный иммунный ответ. Как можно видеть, это не всегда только плюс.

Чтобы понять, насколько модель, работающая на мышах, применима к людям, понадобятся дальнейшие исследования. При всей сложности это может быть важно, так как, по словам ученых, результаты способны привести к появлению новых подходов в лечении. «Если вы сможете найти регуляторы метилирования, которые нацелены на эти различия, вы сможете уменьшить иммунные реакции у женщин для лечения аутоиммунных заболеваний, — говорит невролог Ронда Воскухл. — В дальнейшем, если рассматривать пол как биологическую переменную при заболеваниях, это может привести к новым стратегиям терапии».

Ранее ученые предположили, что с X-хромосомой может быть связана повышенная продолжительность жизни женщин, и выявили новый фактор, который определяет пол будущего ребенка.

Полина Гершберг

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.