Вторая Х-хромосома может продлевать жизнь — Naked Science
18.12.2018

Вторая Х-хромосома может продлевать жизнь

Ученые показали, что большая продолжительность жизни у женщин может быть связана с наличием второй Х-хромосомы.

mice0

Как и в случае с другими животными, человеческие самцы живут меньше: средняя продолжительность жизни у женщин примерно на четыре года больше, чем у мужчин. Причины этого точно не известны, однако новая работа, проведенная группой Дены Дюбаль (Dena Dubal) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, указывает на любопытную деталь. Увеличенная продолжительность жизни может быть связана с наличием второй Х-хромосомы, вместо которой у мужчин присутствует половая Y-хромосома.

В самом деле, Х-хромосома содержит ряд необходимых для выживания генов, а Y — лишь те, что участвуют в развитии организма по мужскому типу. В числе таких генов важную роль играет Sry. Манипулируя его активностью, можно получить женский организм с мужским генотипом (имеются хромосомы XY и при этом яичники) или мужской организм с женским (хромосомы ХХ и семенники). Таких мышей исследовали Дюбаль и ее коллеги; в остальном животные были генетически идентичны. Контрольной группой служили нормальные животные — самки ХХ с яичниками и самцы XY с семенниками.

В статье, опубликованной в журнале Aging Cell, ученые сообщают, что дольше всего прожили обычные самки, имевшие и вторую Х-хромосому, и нормальные яичники. Однако все мыши с двойной Х-хромосомой жили дольше остальных, несмотря на наличие у них женских или мужских половых органов. Каким именно образом Х-хромосома влияет на долгожительство, пока не ясно. Возможно, причина этого влияния не в ней самой, а в Y-хромосоме, наличие которой каким-то образом сокращает срок жизни.

Как сообщает Минздрав, обследование может продлиться несколько дней. Пока что каких-либо выводов медики не делают. Всего с начала января жертвами нового коронавируса 2019-nCoV стали 17 человек. Ранее случаи заражения им были официально зафиксированы в Японии, США, Южной Корее и Таиланде.