Вторая Х-хромосома может продлевать жизнь

Вторая Х-хромосома может продлевать жизнь

Ученые показали, что большая продолжительность жизни у женщин может быть связана с наличием второй Х-хромосомы.

mice0

Как и в случае с другими животными, человеческие самцы живут меньше: средняя продолжительность жизни у женщин примерно на четыре года больше, чем у мужчин. Причины этого точно не известны, однако новая работа, проведенная группой Дены Дюбаль (Dena Dubal) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, указывает на любопытную деталь. Увеличенная продолжительность жизни может быть связана с наличием второй Х-хромосомы, вместо которой у мужчин присутствует половая Y-хромосома.

В самом деле, Х-хромосома содержит ряд необходимых для выживания генов, а Y — лишь те, что участвуют в развитии организма по мужскому типу. В числе таких генов важную роль играет Sry. Манипулируя его активностью, можно получить женский организм с мужским генотипом (имеются хромосомы XY и при этом яичники) или мужской организм с женским (хромосомы ХХ и семенники). Таких мышей исследовали Дюбаль и ее коллеги; в остальном животные были генетически идентичны. Контрольной группой служили нормальные животные — самки ХХ с яичниками и самцы XY с семенниками.

В статье, опубликованной в журнале Aging Cell, ученые сообщают, что дольше всего прожили обычные самки, имевшие и вторую Х-хромосому, и нормальные яичники. Однако все мыши с двойной Х-хромосомой жили дольше остальных, несмотря на наличие у них женских или мужских половых органов. Каким именно образом Х-хромосома влияет на долгожительство, пока не ясно. Возможно, причина этого влияния не в ней самой, а в Y-хромосоме, наличие которой каким-то образом сокращает срок жизни.

Диета, богатая питательными веществами и антиоксидантами, способна предотвратить болезнь Альцгеймера или даже обратить ее вспять. Особый рацион нормализует внутриклеточный pH, что оказалось важно при лечении дегенеративных заболеваний.

В бляшках пациентов с болезнью Альцгеймера обнаружились «неканонические» белки, указывающие на существование новой формы деменции.

Паучий шелк давно используется в медицине, потому что он прочнее синтетических волокон, не токсичен и не вреден для живых клеток.