13.04.2021
9 492

Хроническую заложенность носа связали с изменениями в головном мозге

4.5

Хронический риносинусит, который связан с постоянной заложенностью носа и головными болями, как выяснили ученые, может вызывать и изменения в головном мозге.

Хроническую заложенность носа связали с изменениями в головном мозге / ©Getty images / Автор: Messiena Lucretius

Работа опубликована в JAMA Otolaryngology-Head & Neck Surgery. В США, согласно статистике здравоохранения, хронический риносинусит имеют около 11 процентов населения. Ученые из Гарвардской медицинской школы, Вашингтонского и Калифорнийского университетов (США) провели исследование с участием 44 человек, половина из которых составляла контрольную группу, имевшую хронический риносинусит, и столько же — экспериментальную, члены которой не страдали этим заболеванием. Участников анализировали при помощи МРТ кровотока в их головном мозге и активности нейронов.

Исследователи утверждают, что это первая работа, которая обнаруживает связь между подобным заболеванием и нейронной обработкой информации, происходящей в головном мозге. При этом авторам известно, что такие пациенты нередко обращаются к врачам не в связи с насморком, а из-за того, что у них страдают когнитивные процессы и нарушается сон.

Во время исследования выяснилось: у тех пациентов, которые страдали воспалением носовых пазух, отмечалась более низкая функциональная связь в лобно-теменной части мозга. Эта область также показала повышенную связь с областями, которые активируются во время интроспективной обработки информации. В целом наблюдались нарушения в участках мозга, ответственных за внимание и решение разного рода когнитивных задач.

При этом у пациентов с хроническим риносинуситом не отметили каких-либо заметных признаков снижения когнитивных функций в тестах. Однако в эксперименте участвовали лишь молодые люди в возрасте от 22 до 35 лет. Поэтому ученые полагают, что спад происходит по мере старения.

А субъективные ощущения снижения концентрации внимания или нарушения сна, которые испытывают такие пациенты, в молодом возрасте, вероятно, связаны с небольшими изменениями в том, как области мозга, контролирующие эти функции, взаимодействуют друг с другом. Поэтому ученые говорят о необходимости дальнейших исследований на эту тему с участием большей выборки участников разного возраста.