24.02.2020
София Жаботинская

Добавление адъювантов помогло противогриппозной вакцине бороться с несколькими штаммами вируса

4.7

Вещество под названием cGAMP не только усиливает иммунный ответ против гриппа, но и позволяет организму эффективно противостоять разным штаммам инфлюэнцавируса.

Вирус гриппа А (микрофотография)
Вирус гриппа А (микрофотография) /© CDC

Группа исследователей из Массачусетской больницы общего профиля, Первой аффилированной клиники Университета Сун Ятсена и Университета Фудан установила, что способность вакцины против гриппа бороться со множеством штаммов вируса одновременно можно повысить, добавив в нее адъюванты в специальной «оболочке». Статья об этом опубликована в журнале Science.

Адъюванты — соединения, используемые для усиления иммунного ответа. Их вводят параллельно с иммуногенами, и, в отличие от иммуномодуляторов, адъюванты нужны, чтобы стимулировать иммунный ответ здорового организма на конкретный раздражитель (например, при вакцинации).

Авторы статьи использовали липидные компоненты легочного сурфактанта для инкапсуляции адъюванта, что помогло легочным альвеолярным макрофагам распознавать его.

Сейчас при создании вакцин против гриппа ученые из нескольких стран изучают схемы вспышек различных штаммов, определяют, какова у каждого из них вероятность перерасти в эпидемию в конкретной стране, и, в зависимости от прогнозов, делают вакцину на грядущий сезон. Каждый год создаются новые вакцины. Это затратно, прогнозы не всегда точны, и надежда создать вакцину, которая была бы эффективна от всех штаммов, не покидает исследователей. Ученые постоянно прилагают все усилия для ее разработки. Авторы работы стали еще на один шаг ближе к созданию нового подхода к использованию инактивированного вируса, который заставит иммунную систему активировать более сильный иммунный ответ, чем обычно при обнаружении любого штамма гриппа. Свою методику они успешно протестировали на модельных животных — мышах и хорьках.

Новый метод включал объединение инактивированного вируса с 2 ‘, 3’-циклическим гуанозинмонофосфатом-аденозинмонофосфатом (cGAMP) — известным активатором иммунного ответа. Но чтобы удержать организм от чрезмерной реакции, исследователи покрыли его липидами легочного сурфактанта. Два компонента затем смешивали и использовали в форме назального спрея.

Применяя этот подход, исследователи обнаружили, что наночастицы PS-GAMP втягивались альвеолярными макрофагами, которые затем переносили их на врожденный иммунный сенсорный стимулятор генов интерферона. Такая активация помогла иммунной системе животных лучше защищаться от всех пяти протестированных штаммов гриппа по сравнению с животными из контрольной группы.

Если у человека результат будет не хуже, это может серьезно помочь с профилактикой гриппа и улучшить показатели защиты при вакцинации. Это действительно важно: на сегодня разброс эффективности вакцин от гриппа — от 10 до 75% в зависимости от типа вакцины и успешности прогноза, а ежегодно от этой болезни умирают десятки тысяч человек.