12.01.2023
Анна Новиковская
2 235

Шесть минут интенсивной тренировки каждый день могут отсрочить болезнь Альцгеймера

5.0

Нейродегенеративные болезни пугают многих людей, и ученые постоянно ищут эффективные немедикаментозные средства их профилактики. Одним из таких средств может оказаться короткая, но энергичная физическая тренировка каждый день.

Достаточно недолго, но энергично пробежаться по парку, чтобы улучшить состояние своего мозга / © Pixabay/CC0 Public Domain / Автор: Euclio Drusus

В нашем мозгу присутствует специализированный белок, называемый нейротрофическим фактором мозга (brain-derived neurotrophic factor, BDNF), который стимулирует и поддерживает развитие нейронов. Он играет ключевую роль в способности мозга формировать новые связи и проводящие пути. Опыты на животных показали, что повышенное содержание BDNF в мозгу улучшает память, обучение и когнитивные способности в целом.

Неудивительно, что очевидными нейропротекторными свойствами белка заинтересовались специалисты, изучающие процессы старения и связанные с ними нейродегенеративные заболевания, такие как болезни Альцгеймера и Паркинсона. Известно, что выработка BDNF повышается в ответ на интервальное голодание и физические упражнения, так что исследователи из Университета Отаго (Новая Зеландия) решили сравнить эффективность легких и интенсивных тренировок с 20-часовым голоданием.

В эксперименте участвовали 12 физических здоровых людей, шесть мужчин и шесть женщин, в возрасте от 18 до 56 лет. Для каждого испытание состояло из трех этапов: 20-часового голодания, полутора часов физической тренировки низкой интенсивности и шести минут энергичной тренировки на велотренажере. Перед каждым этапом у участников брали образцы крови для измерения концентрации BDNF в плазме крови.

Самым эффективным способом повысить концентрацию BDNF оказались короткие интенсивные тренировки: после 20-часового голодания видимого эффекта не наблюдалось, полуторачасовая «ленивая» тренировка привела лишь к незначительному росту концентрации нужного белка, а всего шесть минут активных физнагрузок повысили содержание BDNF почти в пять раз.

Потребуются дополнительные исследования, чтобы понять причину этих различий, но ученые предполагают, что они связаны с «переключением» нашего мозга на дополнительные источники энергии и вызванным нагрузкой повышением количества тромбоцитов — клеток крови, содержащих большое количество BDNF.

В дальнейшем исследователи планируют изучить влияние более длительного голодания (до трех суток), а также комбинированные эффекты интенсивных тренировок и ограничений в пище. Возможно, сочетая интервальное голодание с интенсивными тренировками, можно добиться наиболее высоких концентраций BDNF в мозгу.

Исследование опубликовано в журнале The Journal of Physiology.