Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
18 ноября
4 868

Ученые показали, как бактерии помогают опухоли преодолевать иммунную защиту и метастазировать

4.8

У рака есть собственная микрофлора, и действуют они в тесном союзе. Эксперименты подтвердили, что бактерии снижают активность атакующих опухоль лимфоцитов и стимулируют ее распространение по организму.

Слева — сфероид опухолевых клеток, справа — такой же сфероид, заселенный бактериями Fusobacterium nucleatum (окрашены розовым) / ©Jorge Nino, Bullman Lab

До недавнего времени считалось, что злокачественные опухоли стерильны. Однако в последние годы ученые выяснили, что, как и здоровый организм, они заселены собственными сообществами бактерий и даже грибов. Зачастую микробы действуют как союзники болезни, помогая раковым клеткам уходить из-под удара иммунной системы. Это продемонстрировала новая работа американских медиков, статья которых опубликована в свежем номере журнала Nature.

Поскольку для разных видов опухолей характерны разные виды бактерий, известно, что их анализ может стать новым средством для диагностики рака. А использование антибиотиков помогает в борьбе с онкологическими заболеваниями, подавляя активность опухолевой микрофлоры. Однако до сих пор оставалось неясным, как именно она взаимодействует с опухолью и способствует ее выживанию. Этому и посвящена новая работа Сьюзан Булльман (Susan Bullman) и ее коллег из Центра исследований рака имени Фреда Хатчинсона.

Ученые рассмотрели 19 образцов опухоли толстой кишки и восемь —ротовой полости. Оказалось, бактерии заселяют только определенные участки опухолей, в которых обнаруживается повышенное количество белков, подавляющих активность Т-лимфоцитов. И если в тех частях, где микробов нет, лимфоциты встречаются во множестве, то в присутствии бактерий их практически нет. Особенно ярко такой эффект проявляют трепонемы и Fusobacterium.

Это подтвердили и эксперименты in vitro, поставленные с культурами клеток, которые служат моделями развития рака. Если их выращивали совместно с Fusobacterium, то опухолевые клетки легко покидали соседей и мигрировали наружу, что служит признаком метастазирования. Получается, бактерии помогают раку не только избегать атак иммунной системы, но и распространяться по организму.