Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
27.12.2022
Александра Медведева

Ученые выяснили, как лучше использовать бактериальную терапию при раке легких

4.2

Исследователи подробно изучили эффективность бактериальной терапии — использования бактериальных токсинов для уничтожения раковых клеток и активации иммунной системы — при раке легких. Они также выяснили, какие сочетания этого метода с другими типами лечения могут оказаться наиболее успешными. Первые разработки уже прошли доклинические испытания, и ученые планируют перейти к клиническим исследованиям.

Флуоресцентное изображение клеток рака легкого
Флуоресцентное изображение клеток рака легкого/ © Dhruba Deb, Columbia Engineering

Рак легких представляет собой одно из самых опасных онкологических заболеваний. Многие из доступных сегодня методов лечения оказались неэффективными, оставив пациентам крайне мало вариантов. Новая и многообещающая стратегия — бактериальная терапия, которая заключается в использовании бактериальных клеток для производства токсинов, убивающих раковые клетки и привлекающих внимание иммунной системы.

Ученые из Колумбийского университета (США) разработали алгоритм доклинической оценки для характеристики различных типов бактериальной терапии на моделях рака легких. В исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, они также сравнили сочетания этих терапий с другими, более популярными методами лечения рака, для повышения их эффективности и нивелирования побочных эффектов.

Новый подход позволил быстро охарактеризовать бактериальные методы лечения и успешно интегрировать их с активно использующимися терапиями рака легких. Авторы выяснили, как раковые клетки реагируют на бактерии на клеточном и молекулярном уровнях.

Согласно их гипотезе, молекулярные особенности раковых клеток делают их устойчивыми к бактериальной терапии. Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи заблокировали некоторые их пути передачи сигналов с помощью современных противораковых препаратов и показали, что в такой ситуации бактериальные токсины эффективнее уничтожают клетки опухолей. Так, на примере лабораторных мышей с раком легких ученые подтвердили эффективность сочетания бактериальной терапии с введением ингибиторов протеинкиназы, подавляющей рост раковых клеток.

По мнению авторов, их работа представляет убедительное обоснование для продолжения исследований в этой области. Теперь они планируют расширить свою стратегию за счет более крупных исследований доклинических моделей трудноизлечимого рака легких, а также начать сотрудничество с врачами, чтобы добиться клинических испытаний новых методов.