10.10.2019
София Жаботинская
16 994

Антиретровирусная терапия способствует созданию резервуара латентных форм ВИЧ

Препараты против ВИЧ человека помогают сформировать пул латентных частиц и сохранить вирус в организме.

1_qag3ihzdqetxp3yax1pgrw

Новое исследование показало, что терапия ВИЧ-инфекции приводит к стабилизации популяции латентной формы вирусов. Статья об этом опубликована в издании Science Translational Medicine.

Антиретровирусная терапия (АРТ) может подавлять вирус иммунодефицита человека до той степени, когда он почти не обнаруживается в крови пациента. Благодаря этому люди, принимающие лекарства против ВИЧ, могут прожить очень долго. Но полностью уничтожить возбудителя препараты не могут: он переходит в латентную форму, сохраняясь внутри лимфоцитов.

Этот внутриклеточный резервуар ВИЧ формируется даже в том случае, если пациент начинает лечение на самых ранних стадиях развития инфекции. Однако механизмы возникновения этого резервуара долгое время были тайной для ученых. Исследователи из ЮАР и США показали, что применение АРТ может способствовать стабилизации такого вирусного резервуара.

Они изучили геномы вирусов иммунодефицита человека, взятые у девяти инфицированных южноафриканских женщин в течение нескольких лет до того, как пациентки начали принимать АРТ. Также ученые провели исследование образцов крови, взятых у этих же женщин спустя несколько лет после начала терапии, чтобы идентифицировать латентные штаммы вирусов, таящихся в CD4-лимфоцитах (клетках, которые усиливают адаптивный иммунный ответ).

Специалисты полагали, что сравнительный анализ штаммов, которые циркулировали в крови инфицированных до и после начала терапии, позволит выяснить, когда и как сформировался резервуар латентных вирусов. Однако результаты были неожиданными: 71% изученных резервуаров ВИЧ в образцах крови после начала терапии состоял из тех же вирусных штаммов, которые циркулировали в крови женщин до АРТ.

«Это более высокая доля, чем та, которую можно было увидеть, если бы резервуар формировался непрерывно до лечения и всегда был долгоживущим, — комментирует результаты работы один из ее авторов Рональд Суонстрем, руководитель центра исследования СПИДа при Университете Северной Каролины. — Таким образом, терапия либо косвенно индуцировала образование большей части резервуара, либо стабилизировала резервуар, состав которого ранее постоянно менялся».

Результаты экспериментов Суонстрема и его коллег согласуются с исследованием, проведенным в 2016 году, в котором изучалась эволюция ВИЧ в процессе противовирусной терапии. Тогда вирусологи изучали образцы ДНК, обнаруженные в крови пациентов на АРТ. Большая часть такой ДНК не могла образовывать реплицирующиеся вирусы, но исследователи выяснили, что последовательности ДНК в латентном резервуаре были очень похожи на ДНК тех штаммов ВИЧ, которые активно реплицировались в организме инфицированных пациентов непосредственно перед лечением.

Ученые предполагают, что начало терапии «гасит» активность иммунной системы, поскольку в крови падает количество реплицирующихся вирусов. Это повышает вероятность перехода CD4-лимфоцитов в Т-клетки памяти, которые хранят информацию об антигенах, ранее циркулировавших в организме. Если эти клетки до этого уже были инфицированы, то они и составят основу вирусных резервуаров.

Ранее исследователи из Питтсбургского университета разработали «швейцарский нож из иммунотерапий», который дает возможность выманить вирус иммунодефицита из клеток. Также стало известно о третьем в истории пациенте, который избавился от ВИЧ благодаря пересадке костного мозга.