Спутник ESA изучит здоровье земных растений по их свечению — Naked Science

Спутник ESA изучит здоровье земных растений по их свечению

Европейское космическое агентство планирует отслеживать здоровье мировой растительности, мониторя ее состояние из космоса с помощью спутника FLEX. Сенсоры спутника будут «считывать» информацию о флоре Земли с незаметного человеческому глазу свечения, которое производят растения в ходе жизненных процессов.

FLEX_concept_node_full_image_2

Как сообщили в Европейском космическом агентстве (ESA), в ходе процесса преобразования солнечного света и углекислого газа в атмосфере в энергию растения испускают слабое свечение. Обычным глазом его не заметить, но из космоса, с помощью специального оборудования можно. Свечение может рассказать, здорово ли растение, испытывает ли оно стресс, и о состоянии земной флоры в целом. Для того, чтобы считывать эти данные, ESA планирует запустить в 2022-м году восьмой по счету спутник для изучения Земли, который будет называться «Исследователь излучения» (Fluorescence Explorer, или сокращенно FLEX).

В Европейском космическом агентстве рассчитывают, что спутник поможет ученым лучше понять процессы взаимодействия между растениями и атмосферой, фотосинтеза и его влияния. «Преобразование углекислого газа и воды с помощью света в органические вещества является одним из фундаментальных процессов, происходящих на Земле», — отметили в ESA.

©esa.int

Планируется, что FLEX выйдет на орбиту в тандеме с исследовательским спутником, работающим по программе Copernicus Sentinel-3. Напомним, первый спутник «Часовой» (Sentinel-1A) программы «Коперник» был успешно запущен весной прошлого года. Цель проекта —  глобальный мониторинг окружающей среды и безопасности. Саму программу в ESA называют «второй по значимости инициативой Евросоюза после глобальной навигационной системы Galileo». В целом агентство планирует создать целую сеть спутников, собирающих огромный массив различных данных о состоянии Земли. Все эти показатели после обработки и сопоставления должны будут дать полную картину происходящих изменений на планете. В частности, Sentinel-3 может измерять цвета земли и океана, температуру поверхности планеты, а  также изучать топографию поверхности континентов и покрытых льдами регионов Арктики и Антарктики.

Тепловые и оптические сенсоры Sentinel-3 будут помогать спутнику FLEX в сборе данных, составляя комплексный пакет измерений. «FLEX позволит нам получить новую информацию о продуктивности растений, которую мы можем использовать при поддержке аграрного сектора экономики, развития биоэкономики и понимания экосистемы в целом», — сказал гендиректор ESA Ян Вернер.

В России впервые в мире зарегистрировали вакцину от коронавируса, но, кажется, этому никто не рад. Многие пишут, что так быстро медицинские средства выпускать нельзя – они не успеют пройти все проверки. Иные оценивают это как «большой эксперимент на людях». Утверждается, что еще до третьей фазы клинических испытаний Спутник-V введут миллионам российских граждан – в ближайший месяц. Сообщают, что у новой вакцины очень много побочных реакций, а вот защитных антител она, якобы, дает мало. Каждый из этих тезисов в той или иной степени неверен. Впрочем, это вовсе не значит, что вакцина обязательно работает. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.