Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые уточнили способ доставки глыб для строительства Великих пирамид
Геродот в своей «Истории» утверждал, что блоки для пирамиды Хеопса и соседних пирамид доставляли по воде. Но сегодня от Нила до пирамид слишком далеко. Исследование кернов, взятых в пойме реки, позволило понять, как именно решался сложнейший вопрос транспортировки такого строительного материала.
Вопрос, как древние народы перемещали крупные каменные блоки на большие расстояния, стабильно волнует не только широкую публику, но и ученых. Например, до сих пор нет единого мнения по поводу передвижения огромных монолитных статуй моаи по Рапа-нуи (остров Пасхи). История строительства египетских пирамид чуть более понятна, но темных мест достаточно и в ней.
В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована работа международной группы ученых, в которой авторы объясняют, как перемещали блоки для строительства Великих пирамид на плато Гиза.

История их строительства довольна запутана. С одной стороны, у нас есть письменный источник, где этот вопрос вроде бы раскрыт. С другой — этим источником является II книга «Истории» Геродота. Геродот, конечно, сам побывал в Египте и лично собирал информацию, только вот жил он сам в V веке до нашей эры, и посетил Египет спустя 2 тысячи лет после строительства пирамид в Гизе. К моменту его визита прошло уже полторы тысячи лет после завершения строительства последней египетской пирамиды (фараона XII династии Аменемхета III). То, что он не знал египетский язык и объяснялся с местными с помощью переводчика, на этом фоне выглядит сущей мелочью.
Геродот упоминает, что блоки для строительства пирамид перемещали по воде. Увы, до современного русла Нила от плато Гиза довольно приличное расстояние. Другой античный историк Диодор Сицилийский, живший в I веке до нашей эры, пишет о перевозке камня на большое расстояние — но не говорит о способе.
Как бы ни были скупы эти исторические сведения, они все же заставляют предположить, что был какой-то водный путь, подходивший к пирамидам ближе, чем Нил, каким мы его видим сейчас. Несколько лет назад археологи, работавшие недалеко от пирамид, нашли следы водных осадочных пород и предположили, что это и есть русло исчезнувшего водного пути, скорее всего рукава Нила. Его даже назвали рукавом Хеопса.
Авторы новой работы ставили цель не просто подтвердить существование древнего рукава, но прежде всего выяснить его полноводность, уточнить, каким именно он был в середине III тысячелетия до нашей эры, когда строили Великие пирамиды. Логика здесь в том, что блоки для пирамид были массивными, и неглубокое или пересыхающее русло для их подвоза не годилось.
Чтобы реконструировать гидрологическое прошлое в этом районе, исследователи отобрали пять кернов в пойме Нила, недалеко от Гизы. Они измерили количество пыльцы, найденной в разных частях кернов. Временные периоды, когда воды было много, должны были содержать больше пыльцы, чем засушливые периоды, пишут авторы работы.

Анализ пыльцы показал, что в то время, когда древние египтяне строили пирамиды Гизы, воды было достаточно много, чтобы рукав Хеопса протекал непосредственно рядом с пирамидами. Ранее существовали предположения, что египтяне вырыли канал, по которому пустили воду из Нила, чтобы получить речной путь к месту строительства. Теперь же ясно, что Нил в тот период был достаточно полноводен и вместо искусственного канала у подножия пирамид протекал его естественный рукав.
По мнению ученых, было бы очень трудно, если не невозможно, построить пирамиды без этого рукава Нила и без высокого уровня воды в нем. Когда именно исчезло ответвление, точно не известно. Но исследование показывает, что уже 2400 лет назад уровень воды в рукаве Хеопса был очень низким, он пересыхал.
Результаты исследования хорошо согласуются с предыдущими археологическими находками, которые показали наличие гавани недалеко от пирамид. В работе также отмечается: сходная картина следует из древних папирусов, найденных несколько лет назад. В них подробно описаны рабочие, доставлявшие известняк в Гизу на лодках.
Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.
С началом отопительного сезона воздух в помещениях становится критически сухим. Это не просто временный дискомфорт, а серьезный фактор, который незаметно, но постоянно ослабляет наши защитные силы. Страдают также предметы интерьера, растения и домашние животные, а статическое электричество становится постоянным спутником. Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, как сухой воздух влияет на наш организм и стоит ли с ним бороться.
Российские ученые разработали модель, которая показывает, как перераспределяются заряды внутри структуры металл / графен в контакте с электролитом. Она поможет предсказывать электрохимические свойства таких гетероструктур, что важно для развития электрокатализа и электрохимических биосенсоров.
Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
Согласно научным данным, на Земле живут 20 квадриллионов муравьев, что составляет примерно 2,5 миллиона муравьев на каждого человека. Ученые давно спорят, почему эти насекомые стали одними из самых многочисленных существ по числу особей. Авторы нового исследования, похоже, нашли ключ к разгадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии