16 сентября
Анна Новиковская
7 243

Ученые нашли сердце возрастом 380 миллионов лет

5.5

Мягкие ткани довольно редко сохраняются в палеонтологической летописи, но на этот раз ученым повезло: они обнаружили сердце, кишечник и печень древней челюстной рыбы, жившей задолго до появления первых наземных позвоночных.

Древняя челюстная рыба была зубастым хищником, охотившимся на более мелких сородичей / © phys.org

Артродиры, древние панцирные рыбы, процветали в морях нашей планеты в девонский период: это были высшие хищники в своей экосистеме. До сих пор, изучая этих животных, ученые в основном имели дело с пластинами кожной брони, потому что хрящевой скелет сохранялся гораздо хуже. Однако на этот раз палеонтологам повезло: они обнаружили целую мумию древней рыбы, сохранившуюся с отпечатками мягких тканей.

Уникальная находка была сделана в Западной Австралии, в формации Гого (Gogo Formation), где 380 миллионов лет назад располагался кишащий жизнью морской риф. При содействии коллег из Организации по ядерной науке и технике Австралии (ANSTO) палеонтологи изучили окаменелость с помощью синхротронного рентгеновского излучения и построили трехмерную модель древнего животного, все еще заключенного внутри известняковой глыбы.

У рыбы из Гого сохранились отпечатки сердца, кишечника и печени, при этом, к удивлению ученых, их структура и положение немногим отличались от современных хрящевых рыб, например, акул.

Так, например, S-образное сердце находилось сразу за жабрами и состояло из двух камер разного размера, а печень была огромной и, вероятно, содержала большое количество жира, позволяя тяжелой рыбе оставаться на плаву. Никаких признаков легких найдено не было: артродиры дышали исключительно с помощью жабр, тогда как органы для дыхания атмосферным кислородом, впервые появившиеся примерно в то же время, развились у костных рыб независимо.

3D-реконструкция рыбы из Гого, включая сохранившееся сердце

В придачу к предыдущим находкам мышц и окаменевших эмбрионов новая находка делает артродира из Гого наиболее полно сохранившимся из древних позвоночных. Это позволяет отследить, как развивались системы внутренних органов у древнейших рыб, которые в конечном итоге стали предками всех современных позвоночных, включая млекопитающих и человека.