30.11.2022
3 866

Неизвестное событие подкосило евреев-ашкенази сильнее, чем резня XIV века

4.3

В марте 1349 года в старинном немецком городе начался еврейский погром, который потом историки назвали Резней в Эрфурте. Результатом этого события стало то, что еврейская община на некоторое время перестала там существовать. Сейчас ученые говорят, что еще задолго до погрома произошло нечто, сильно сократившее генетическое разнообразие общины.

Примерно половина современных евреев относят себя к ашкенази / ©independent.co.uk

Средневековая еврейская община существовала в Эрфурте с XI по XV век, с одним небольшим перерывом. В некоторых источниках ее называют богатейшей общиной германских земель. Увы, как это часто бывает, богатство стало причиной зависти, а та привела к погрому.

Хотя, согласно документам, община ашкенази (так называют субэтническую группу евреев, сформировавшуюся в Центральной и Восточной Европе) исправно вносила деньги в казну Священной Римской империи, ни помощи, ни защиты от властей ее члены не получили. Более того, именно с подачи некоторых чиновников к абсурдным, с нашей точки зрения, обвинениям в ритуальных убийствах христианских младенцев добавилось обвинение в распространении чумы — в Европе середины XIV века бушевала черная смерть.

Во время Страсбургской резни евреев сжигали заживо. Этот погром начался за 35 дней до кровавых событий в Эрфурте. Так же, как и в Эрфурте, ашкенази обвиняли в том, что они отравляли колодцы и разносили чуму / ©wikipedia.org

Число погибших в резне 1349 года не установили: оценки разнятся от сотен до тысяч человек. Но точно известно, что выжившие члены общины покинули город и вернулись только через пять лет. Ученые из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) извлекли ДНК из зубов 33 ашкеназских евреев, живших в Эрфурте в XIV веке, и сравнили полученные данные между собой, а также с геномом современных ашкенази. Результаты представлены в статье, опубликованной в журнале Cell.

Предки примерно половины современных евреев в Средние века жили в Центральной или Восточной Европе. И если сравнить сегодняшних ашкенази из США и Израиля, то окажется, что они очень похожи генетически, почти как одна и та же популяция, независимо от места проживания. Но 600 лет назад такого генетического однообразия не было и в помине.

Исследуя ДНК ашкенази XIV века, авторы работы пришли к выводу, что эрфуртскую общину можно разделить на две группы. Одна больше относится к выходцам из ближневосточных популяций, а другая — к европейским, включая мигрантов в Эрфурт из Восточной Европы. Полученные данные позволяют предположить, что в средневековом Эрфурте существовали по крайней мере две генетически различные группы. Сейчас такой генетической изменчивости больше нет.

В 1454 году нееврейское население Эрфурта изгнало ашкенази из города. Власти тому не препятствовали, тихо радуясь, что обошлось без резни. Почти сразу на месте еврейского кладбища построили зернохранилище. А в 2013-м там же решили устроить автостоянку. Во время предваряющих строительство археологических раскопок обнаружили кладбище.

Все 33 образца однозначно датированы XIV веком, но разными его периодами. Можно предположить, что именно резня 1349 года сократила генетическое разнообразие ашкеназских евреев, и некоторые результаты это подтверждают. Так, в геноме современных ашкенази нет одной линии из присутствовавших до погрома.

Но потом исследователи сравнили ДНК людей, умерших незадолго до резни, с ДНК тех, кто скончался ближе к началу XIV века, за десятки лет до погрома. И неожиданно обнаружили, что событие, сократившее генетическое разнообразие ашкенази почти до современного уровня (не считая одной линии, о которой сказано выше), произошло гораздо раньше 1349 года. Хотя, скорее всего, все же в XIV веке.

Ашкенази Нового времени. Прага, 1772 год / ©wikipedia.org

Изучая митохондриальную ДНК (наследуется по материнской линии), авторы работы выяснили, что треть ашкенази-эрфуртцев происходила от одной женщины. Как минимум восемь человек из Эрфурта также несли генетические мутации, вызывающие заболевания, распространенные у современных евреев-ашкенази, но редкие в других популяциях. В ДНК людей, живших ранее XIV века, эти мутации встречаются гораздо реже. Получается, они были распространены именно среди выжившей в неизвестных событиях части популяции, а вот среди погибших ее носителей или не было вовсе, или было довольно мало.

Что за событие привело к столь серьезному сокращению генетического разнообразия — сегодня сказать трудно. Дело в том, что еврейские законы в большинстве случаев запрещают беспокоить мертвых. Значит, чрезвычайно сложно будет определить хотя бы время и место события, которое повлияло на общину ашкеназских евреев больше, чем Резня в Эрфурте.