Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
29.11.2022
НИЦ «Курчатовский институт»

4.6

В медицине остро стоит вопрос о поиске «идеальных» онкомаркеров: это имеет огромное значение для раннего выявления рака и прогноза опухолевых процессов. Ученые отделения молекулярной и радиационной биофизики НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ разработали базу данных протеоформ (белковых видов), в которой содержится информация о протеоформных паттернах – устойчивых комбинациях из разных вариантов белков (протеоформ). Они помогут искать такие онкомаркеры.

В «Курчатовском институте» разработали базу данных протеоформ, которые помогут выявлять онкомаркеры / ©Getty images

Онкомаркеры — это особые белки, производимые опухолевыми, а также другими клетками организма. Процесс развития опухоли приводит к разнообразным изменениям протеома (всей совокупности белков) плазмы крови человека. Поэтому для диагностики может иметь значение не только обнаружение продуктов опухоли, но и анализ изменений в самых распространенных белках — так называемых «классических белках плазмы».

Ученые отделения молекулярной и радиационной биофизики НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ разработали базу данных протеоформ (белковых видов), в которой содержится информация о протеоформных паттернах – устойчивых комбинациях из разных вариантов белков (протеоформ). Сегодня задача заключается в выборе таких паттернов и их комбинаций, которые могут различаться у здоровых пациентов и онкологических больных, а значит — использоваться в качестве специфических биомаркеров заболевания.

«В нашей работе мы собрали информацию о связи онкологических заболеваний с уровнями «классических белков плазмы» и создали протеоформные профили этих белков, – сообщил Станислав Нарыжный, ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ. – Мы работали с белками плазмы человека, поскольку плазма — это самый информативный и доступный образец для анализа: все процессы в организме, включая и патологические, влияют на состав крови. Поэтому создание профилей протеомов плазмы позволит получить информацию о любой ненормальной ситуации в организме человека, в том числе и об онкологии».

Следующий этап работы исследователей — создание аналогичных профилей, которые образуются при различных видах рака. На основе этой информации могут быть разработаны различные тест-системы. Конечная цель ученых — создать всеобъемлющую базу протеоформ, содержащую нормальные и раковые образцы, которую можно будет использовать в повседневной медицинской практике. Работа опубликована в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» – одно из крупнейших научных учреждений России. Основанный в 1943 году для создания советского атомного проекта, он стал родоначальником множества новых технологий и научных направлений. Сегодня «Курчатовский институт» – мультидисциплинарный центр с широкими научными интересами и уникальной технической исследовательской базой.