Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10.03.2022
Алиса Гаджиева
1
13 878

У берегов Антарктиды нашли корабль Шеклтона, затонувший в 1915 году

4.1

Более ста лет «Эндьюранс» находится на морском дне, однако на его борту еще можно прочитать название судна.

©Falklands Maritime Heritage Trust / Автор: Godefridus Victorinus

Представители Фолклендского фонда морского наследия заявили, что подводные археологи обнаружили баркентину «Эндьюранс» Эрнеста Шеклтона, руководителя Имперской трансантарктической экспедиции. Она была раздавлена льдами в море Уэдделла в 1915 году.

Говоря об исследователях Антарктики, далеко не каждый сейчас вспомнит сэра Эрнеста Шеклтона. Скорее всего, это объясняется тем, что даже его современники не вполне оценили то, с чем столкнулась и что преодолела команда «Эндьюранса» («Выносливость»). И это объяснимо — шла Первая мировая война. Напомним читателям, что тогда происходило у берегов Антарктиды.

Раздавленный льдами «Эндьюранс» / ©wikipedia.org

Надо сказать, что Шеклтон нигде, кроме школы, не учился, а пошел в матросы в 16 лет. Через четыре года он сдал экзамен на звание помощника капитана торгового флота, а еще через такой же срок — на звание капитана. Во время Англо-бурской войны случайно познакомился с сыном одного из спонсоров Британской антарктической экспедиции и с тех пор посвятил жизнь исследованиям Южного континента и его морей.

Пожалуй, Имперская трансантарктическая — самая важная из экспедиций Шеклтона. Но совсем не по научному значению.

Экспедиция, состоящая из двух отрядов по 28 человек на двух суднах, планировала пересечь Антарктический континент в самом узком месте (около 2900 километров). Для этого Шеклтон хотел подойти на корабле к побережью моря Уэдделла, там перезимовать, а следующим местным летом выйти в путь к проливу Мак-Мердо.

Одно из судов — «Аврору» — у острова Росса (в проливе Мак-Мердо) сорвало с якоря, его команда с трудом смогла дойти до Новой Зеландии. А «Эндьюранс» пробивался сквозь льды. До побережья он не дошел, так как оказался зажат льдами. Какое-то время команда находилась на борту, но потом начал ломаться корпус, и Шеклтон оборудовал лагерь на льду.

Положение людей было отчаянным: основной груз продовольствия находился изначально на «Авроре» (ее команда должна была ждать на острове Росса тех, кто пошел бы через материк). В результате съели не только всех собак, но и кота одного из матросов, что чуть не привело к конфликту, крайне опасному в таких условиях.

Тем не менее Шеклтон понял, что дрейфовать на льду — не выход, их лагерь уносило все дальше от обитаемых мест. Весной 1916 года команда добралась до острова Элефант, но оставаться там было бессмысленно — это место находилось в стороне от обычных торговых или промысловых маршрутов.

Поэтому Шеклтон и еще пять добровольцев из команды ушли на шлюпке к острову Южная Георгия, где располагалась база китобоев. Попробуйте представить это путешествие: они преодолели более 1500 километров в условиях постоянных штормов (в том числе девятибалльных), и до самой стоянки китобоев дойти не смогли — из-за погоды пристали с другой стороны острова. В результате до людей им пришлось пробираться через горы.

Потом Шеклтон занялся спасением своих товарищей с острова Элефант. Было несколько неудачных попыток, но в результате в августе 1916 года команда «Эндьюранса» была спасена — выжили все 28 человек.

Далеко не всегда затонувшие суда удается опознать. В данном случае нет никаких сомнений, что нашли именно «Эндьюранс» / ©Falklands Maritime Heritage Trust

Судя по словам исследователей, нашедших корабль Шеклтона, «Эндьюранс» хорошо сохранился. «Он стоит вертикально, хорошо держится на морском дне, цел и находится в прекрасной сохранности. Вы даже можете увидеть надпись «Эндьюранс» на корме», — сказал один из руководителей работ Менсун Баунд (Mensun Bound).

Воды моря Уэдделла даже летом не самое приемлемое место для погружения людей, поэтому снимки делали с помощью подводных дронов. На них виден штурвал, а также снасти, наваленные на корме. Деревянные части корабля, хотя повреждены льдом, все еще держатся вместе. Морские анемоны, губки и другие мелкие обитатели океана поселились на обломках корабля, но, похоже, не повредили их.

Затонувшее судно охраняется как исторический объект и памятник в соответствии с Договором об Антарктике: это гарантирует, что во время обследования и съемки затонувшего судна его нельзя трогать или каким-либо образом нарушать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
4 часа назад
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

7 часов назад
Адель Романова

На стыке трех литосферных плит у Красного моря заметили необычный вулканический процесс: где-то магма поднимается равномерным потоком, где-то — по частям. По мнению геологов, такой «пульс» вызван тем, что в некоторых местах магма с большим трудом пытается пробиться на поверхность.

4 часа назад
Игорь Байдов

Форма черепа у людей, которым поставили диагноз «мальформация Арнольда — Киари I типа», отчасти напоминает строение головы неандертальцев. Это выяснила международная команда антропологов. Они провели сравнительный анализ черепов видов Homo и пришли к выводу, что именно это сходство может объяснить, почему часть людей мучается от постоянной головной боли и других неврологических проблем.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Елена Авдеева

Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.

28 июня
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
-
0
+
В Королевском флоте с 1991 по 2008 год нес службу (преимущественно на Фолклендах) патрульный ледокол HMS Endurance (A171), названный в честь корабля Эрнеста Шеклтона. История этого корабля так же не обошлась без драматических коллизий. Еще один ледокол - RRS Ernest Shackleton - с 1999 по 2019 год был логистическим судном Британской антарктической службы, в основном используемым для пополнения запасов научных станций в Антарктике..Ну и наконец в RAF в 40-80 годы несли службу патрульные самолеты и самолеты ДРЛО Авро "Шеклтон". Надо отдать должное англичанам - они помнят своих героев.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно