• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.12.2020, 21:04
Василий Парфенов
9,5 тыс

Продемонстрированы первые результаты тестов литий-металлических батарей. Они не горят и удваивают пробег электромобилей

❋ 5.0

После почти десяти лет молчания американская компания QuantumScape поделилась данными о лабораторных тестах своих батарей. Если информация соответствует действительности, это первые по-настоящему близкие к коммерческому воплощению твердотельные литий-металлические аккумуляторы.

Продемонстрированы первые результаты тестов литий-металлических батарей. Они не горят и удваивают пробег электромобилей
Однослойная ячейка твердотельной литий-металлической батареи. Среди достоинств этого аккумулятора числится также и способность эффективно работать при отрицательных температурах / ©QuantumScape / Автор: Никита Тарасов

Издание The Verge пишет, что результатами долгих лет работы компания поделилась на виртуальном мероприятии «День батарей» (Battery day). По заявлениям представителей QuantumScape, ячейки их аккумуляторов обладают энергетической плотностью в один киловатт-час на литр объема. Это почти в два раза больше, чем даже у самых продвинутых литийионных батарей. Конечно, итоговая емкость аккумулятора будет не вдвое выше, поскольку это лишь теоретический максимум для отдельной ячейки.

При аналогичной массе твердотельные литий-металлические аккумуляторы обеспечат как минимум прирост пробега на 80% (в перспективе — еще больше). «Магическая» цифра 8, судя по всему, была ключом всей презентации: после 800 циклов «заряд — разряд» батареи QuantumScape сохранили 80% емкости. Наконец, они не склонны к самопроизвольной деформации, возгоранию при повреждениях и выгоднее в производстве.

Столь оптимистичные заявления не могли остаться незамеченными в профессиональном сообществе и встретили обоснованный скепсис. Портал MIT Technologyreview опросил нескольких специалистов, и они высказали свои опасения по поводу реалистичности планов QuantumScape. Компания обещает начать массовое производство своих революционных батарей к 2025 году, однако Пол Альбертус (Paul Albertus), доцент химических и биомолекулярных инженерных наук из Университета штата Мэрилэнд, сомневается, что это возможно.

Продемонстрированы первые результаты тестов литий-металлических батарей. Они не горят и удваивают пробег электромобилей
Джагдип Сингх. Его компания уже привлекла инвестиции со всего света. В QuantumScape вложились Volkswagen и фонд Билла Гейтса, а общая капитализация стартапа, который почти 10 лет ничего толком о своих достижениях не рассказывал, составляет уже 20 миллиардов долларов / ©QuantumScape

Он иронично напоминает, что подобные «революции» происходят регулярно: та или иная компания заявляет о прорыве, однако технологии так и не доходят до конвейера. Например, отмечает он, QuantumScape обнародовали результаты тестирования однослойных ячеек, но в реальных аккумуляторах они должны быть многослойными. На этапе перехода к производственному процессу могут возникнуть непредвиденные технологические сложности. В итоге это приведет к задержкам при выходе на рынок, снижению объявленных ранее характеристик или вовсе закрытию проекта. Тем не менее ранее возглавлявший исследовательский проект по твердотельным аккумуляторам Альбертус признает достижения QuantumScape. По его словам, компания пробежала марафон, когда все остальные соперники только-только завершили пятикилометровый забег.

Основатель и глава QuantumScape Джагдип Сингх (Jagdeep Singh) на критику отвечает сдержанно. Он утверждает, что его компания старается быть открытой, но не может раскрывать всех карт, чтобы не дать конкурентам преимущество. Как отметил Сингх, технологию революционных батарей уже проверяют в лабораториях инвесторов: среди которых, между прочим, концерн Volkswagen, вложивший в кампанию свыше 300 миллионов долларов. Иными словами, если QuantumScape что-то и «подкручивает» в результатах, то ее должны поддерживать рискующие внушительными суммами партнеры.

Секрет фирмы

Насколько можно судить по открытым данным и промоматериалам компании, секрет этих батарей — в уникальном сепараторе. Тончайшая керамическая пленка отделяет гелеобразный электролит катода от металлического лития. Да, несмотря на название, батареи QuantumScape, на самом деле, не полностью твердотельные. Сепаратор должен пропускать ионы лития к катоду и при этом не давать образовываться металлическим шипам на стороне анода. Если технология работает, то стартапу из Сан-Хосе удалось решить важнейшую проблему литиевых батарей с твердым анодом.

По словам Сингха, материал сепаратора — самый главный коммерческий секрет компании. На поиски необходимого соединения ушло пять лет, еще столько же потребовалось, чтобы отладить производственный процесс. Предположительно, используется так называемый оксид LLZO (Li7La3Zr2O12), но никаких подтверждений этому пока нет.

Еще одна особенность батарей QuantumScape скрывается в конструкции анода. В отличие от других типов аккумуляторов, его в них нет. На отрицательном контакте при заряде батареи формируется слой металлического лития. При разряде его атомы теряют электрон, и ионы просачиваются через сепаратор в специальный материал катода. Затем цикл повторяется. Такой подход позволяет более полно использовать дефицитный литий, а также существенно уменьшить объем ячейки.

Напомним, 2020 год ознаменовался сразу несколькими громкими новостями, которые касались батарей для электромобилей. В частности, компания Tesla провела презентацию своих новых ячеек 4680, отличающихся конструкцией от ранее использовавшихся. Суммарно все примененные при разработке новшества позволили увеличить пробег машины на 16%, а отдаваемую мощность — в шесть раз.

Продемонстрированы первые результаты тестов литий-металлических батарей. Они не горят и удваивают пробег электромобилей
Заманчивая инфографика с Tesla Battery Day / ©Tesla

Более того, первопроходец литиевых батарей Джефф Дан (Jeff Dahn), который разрабатывает аккумуляторные ячейки для Tesla, поделился результатами их испытаний на выносливость. Как рассказывается на сайте Electrek, по данным Дана, при распространенном стиле использования электромобилей (без разряда ниже 20% и заряда выше 80%) батареи получаются практически вечными. Их срок службы превышает эквивалент пробега в 3,5 миллиона километров. То есть машина развалится, а батарею можно будет еще переставить в новую.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
mostly harmless Есть телега: https://t.me/tempest_exults
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

8 декабря, 13:38
Александр Березин

Новые материалы позволяют построить атомные реакторы и для полетов в космос, и для получения зеленой и более дешевой электроэнергии на Земле. Технологии, лежащие в основе их создания, помогают даже выращивать биологические ткани для замены поврежденных. Мы поговорили обо всем этом с научным руководителем направления «Материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом», первым заместителем директора частного учреждения «Наука и инновации» Алексеем Дубом.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

6 декабря, 17:02
Максим Абдулаев

Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно