Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Пассажиры самолетов в России смогут использовать скоростной Wi-Fi
Скоро на российских самолетах появится скоростной Wi-Fi — на всех видах транспорта выделят специальную частоту для спутниковой связи.
Новые частоты спутниковой связи разрешат на всех видах транспорта, но это особенно важно для авиакомпаний. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделит частоты 19,7-20,2 и 29,5-30 ГГц для связи в направлении земли и космоса соответственно — говоря официальным языком, «неопределенному кругу лиц». Таким образом, не потребуются лицензии и допуски.
Наличие Wi-Fi на борту — не новость: «Люфтганза» ввела эту услугу еще в 2004 году. Раньше в полете вовсе заставляли отключать сотовые телефоны, сейчас же требование осталось при взлете и посадке, да и то в качестве перестраховки. Проблема не в том, что в самолете нет интернета для смартфона или планшета, а в скорости и стоимости связи.
Пользователи привыкли к безлимитному и быстрому трафику дома, поэтому и высоко в небе установленные программы продолжат обновляться, а облачные хранилища — синхронизироваться. Такие «пожиратели трафика» нельзя отключить, даже осознавая, что это было бы целесообразно. Пассажир же привычно захочет просмотреть YouTube и Instagram, отправить аудио- или видеосообщение через мессенджер. Производители смартфонов ограничиваются настройкой «обновлять только через Wi-Fi», который в самолете есть — медленный и дорогой. Стоимость 50 Мб трафика в среднем по рынку составляет 12-15 долларов. Для современного интернета, переполненного качественными фото и видео, это ничто. Авиакомпании, рекламируя услугу, раздают льготные карточки, которые не позволяют даже полностью загрузить почту.
Существуют два основных способа организации Wi-Fi для самолета. Первый — «воздух — земля»: установлены вышки связи (часто используют уже готовые, от сотовых операторов), антенны направлены вверх. Самолет оборудован антенной снизу и модемом. Система работает только там, где установлены базовые станции, то есть на суше — и то не везде. Так как полеты над океанами занимают много часов, соединения там не будет. Второй вариант — спутник-ретранслятор на геостационарной орбите, через который осуществляется связь между самолетом и наземной базой. Этот метод работает везде, но владельцы спутников оценивают свои услуги недешево.
Вариант, рассматриваемый ГКРЧ, также основан на спутниковой связи, но централизован: разработана станция сопряжения российского оператора связи. Раздача Wi-Fi — исключительно во время полета, для чего-либо еще система использоваться не будет. В дальнейшем возможно подключение иностранных спутников, но только после согласования с Минкомсвязи, а также с Минобороны и ФСО.
Сейчас связь через геостационарные спутники разрешена на частоте 10,7–18,0 ГГц (Ku-диапазон), перегруженной значительным количеством устройств. Новые же частоты (Ka-диапазон) свободны и позволяют увеличить скорость передачи информации и, соответственно, себестоимость услуги. Руководитель спутникового оператора AltegroSky С. Пехтерев указал на рост скорости в несколько раз — до 20-30 Мбит/с на прием и три-шесть Мбит/с на передачу, что уже достаточно комфортно. Снижение стоимости позволяет распространить Wi-Fi не только на дальнемагистральные рейсы, но и на региональные.
Спутниковый интернет уже используют или собираются применять 72 авиакомпании в мире, в 2017 году к Сети подключили 2,9 тысячи пассажирских самолетов. У новой технологии — явно хорошие перспективы.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов написал статью о необходимости воздерживаться от пилотируемых полетов на Марс. Вместо этого он предложил изучать Луну. Но часть причин, которыми Митрофанов мотивировал такой «лунный уклон», расходится с последними научными теориями о природе земного спутника.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии