30.11.2020
3 281

Альпы продолжают расти, и этот рост опережает эрозию

4.5

Международная группа ученых показала, что швейцарские Альпы растут быстрее, чем разрушаются.

Швейцарские Альпы / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Earth-Science Reviews. Международная команда геологов во главе с сотрудниками Бернского университета (Швейцария) провела исследование, в котором использовала образцы изотопа бериллия-10, взятых из песка 375 рек и водостоков альпийских регионов Европы.

Такие изотопы позволяют оценить эрозию поверхности нашей планеты. Они образуются при воздействии космических лучей в результате ядерных реакций, в которых участвуют атомы кислорода, входящие в состав кварцевых минералов. Бериллий-10 образуется только в самом верхнем слое поверхности, поэтому с его помощью можно определить и возраст этих внешних пород.

В случае если концентрация бериллия-10 высока, значит, поверхностные минералы подвергались долгому воздействию космических лучей, поэтому их можно назвать старыми. Если количество их небольшое, то воздействие лучей из космоса было недолгим — и породы относительно молодые. Как известно, скорость эрозии в альпийском регионе колеблется в средних пределах 40 сантиметров за тысячу лет. Но где-то этот процесс идет быстрее, а где-то — медленнее. Однако до сих пор считалось, что Альпы поднимаются примерно с той же скоростью, с какой происходит их разрушение.

Ученые выяснили, что это не так. По крайней мере, это касается центральных — швейцарских Альп, где разница между поднятием и эрозией составляет 80 сантиметров за тысячу лет. А вот в западной части гор разрушение и рост действительно находятся в равновесии. При этом ученые показали, что эрозия зависит от ландшафта Альп: так, выяснилось, что осадки и водяные потоки не оказывают заметного воздействия на разрушение, а вот крутые уклоны — наоборот.

Впрочем, это не относится к очень крутым уклонам — в этих районах разрушение как раз идет медленнее. Исследователи также пришли к выводу, что топография и геоморфология современных Альп — результат реакции земной коры на ледниковые процессы в прошлом.