11.12.2018
Редакция Naked Science

Зонд NASA «Вояджер-2» вышел в межзвездное пространство (на самом деле нет)

В отличие от «Вояджер-1», он сможет изучить окружающую его среду с помощью прибора PLS.

pia22924-640

NASA сообщило, что космический аппарат «Вояджер-2» стал вторым созданным человеком устройством, который покинул пределы гелиосферы. Его приборы смогут рассказать нам о неизведанной ранее территории.

Две межпланетные станции — «Вояджер-1» и «Вояджер-2» — запустили в 1977 году. Они отправились в разные стороны, преследуя похожие цели. Первый летел исследовать Юпитер и Сатурн. Задача второго заключалась в изучении дальних планет Солнечной системы. Он пролетал рядом с Юпитером и Сатурном и сфотографировал Уран и Нептун в 1986 и 1989 годах соответственно.

Оба аппарата работают на радиоизотопных теплоэлектрических генераторах (radioisotope thermal generator, RTG). Их выходная мощность уменьшается на четыре ватта в год, поэтому некоторые приборы пришлось со временем отключить. Однако на «Вояджер-2» все еще работает плазменный датчик под названием Plasma Science Experiment (PLS). На «Вояджер-1» он вышел из строя еще в 1980 году. Благодаря ему ученые получили достоверные доказательства того, что второй аппарат покинул гелиосферу — область околосолнечного пространства, состоящую из частиц солнечного ветра, которые находятся внутри магнитного поля, созданного Солнцем.

©NASA/JPL-Caltech

До недавнего времени PLS с помощью электрического тока фиксировал скорость, плотность, температуру и давление солнечного ветра. Пятого ноября «Вояджер-2» показал резкое снижение скорости частиц солнечного ветра. С того дня PLS больше не регистрировал их присутствие. Поэтому сейчас специалисты NASA уверены, что «Вояджер-2» окончательно преодолел гелиопаузу — границу, где встречаются солнечный ветер и холодная межзвездная среда.

Сейчас аппарат удалился от Земли на 18 миллиардов километров. Тем не менее операторы все еще могут получать от него информацию, которая доходит до планеты за 16,5 часа.

Помимо PLS, на борту «Вояджер-2» все еще работают три других прибора: датчик космических лучей (Cosmic Ray Subsystem), магнитометр и датчик частиц высокой энергии (Low-Energy Charged Particle). Сотрудники NASA надеются, что показатели этих приборов расскажут больше о той новой, ранее неизведанной среде, в которой оказался аппарат.

Хотя оба зонда покинули гелиосферу, они еще не вышли за пределы гравитационной границы Солнечной системы, которая определяется внешней частью облака Оорта — сферической областью из комет и небольших объектов, которые все еще удерживаются гравитацией звезды. Точная величина облака Оорта неизвестна, но расстояние от Солнца до внешних границ может составлять от 50 до 100 тысяч астрономических единиц (средняя дистанция от Земли до Солнца). Для выхода за пределы этой области «Вояджеру-2», возможно, потребуется 30 тысяч лет. ©NASA Jet Propulsion Laboratory

«Наши исследования начались с Солнца и распространились на все, чего касается его ветер. Сейчас информация «Вояджеров», которые вырвались из этой области и освободились от влияния звезды, дает нам беспрецедентную возможность узнать что-то по-настоящему новое об абсолютно неизведанной территории», — сказал глава отдела гелиофизики NASA Никола Фокс (Nicola Fox).

«Вояджер-1» официально покинул условную границу Солнечной системы в сентябре 2013 года.

UPD. Статья о том, почему информация, что «Вояджер» покинул Солнечную систему не совсем верная, несмотря на информацию с официального сайта NASA.