Завершен и сдан аванпроект российского космического аппарата, который должен высадиться на Фобосе — Naked Science

Инженеры НПО им. Лавочкина завершили и сдали аванпроект перспективного космического аппарата «Бумеранг», который должен будет взять пробы грунта Фобоса — спутника Марса.

Фобос
Фобос / ©wikipedia

О завершении аванпроекта аппарата «Бумеранг» со ссылкой на гендиректора НПО им. Лавочкина Владимира Колмыкова сообщило РИА Новости. Проект был завершен и сдан заказчику в феврале. По словам Колмыкова, космический комплекс может быть запущен в «стартовое окно» с 2026 по 2035 год.

Стадия аванпроекта предшествует опытно-конструкторским работам. В рамках нее специалисты должны определить целесообразность разработки комплекса, пути его создания, а также исходные требования.

Как напоминает РИА Новости, российское космическое ведомство заказало разработку нового межпланетного аппарата в 2016 году. Он должен доставить на Землю 600 граммов с марсианского спутника.

На разработку проекта выделили 150 миллионов рублей. Всего же в ФКП (Федеральная космическая программа) на 2016-2025 годы заложили более десяти миллиардов рублей на изучение Фобоса. Однако реализация программы начнется лишь в случае участия в ней ЕКА.

Напомним, «Бумеранг» называют преемником российского аппарата «Фобос-Грунт», запущенного 9 ноября 2011 года. Как и «Бумеранг», он был предназначен для доставки образцов грунта с Фобоса, но эту задачу аппарат не выполнил. После запуска «Фобос-Грунта» произошла авария, в результате чего станция так и осталась на низкой околоземной орбите. В 2012 году аппарат сгорел в плотных слоях атмосферы Земли.

Модель АМС Фобос-Грунт / ©wikipedia

Стоит сказать, что спутник Марса давно вызывает интерес у представителей научного мира. Фобос был открыт еще в 1877 году американским ученым Асафом Холлом. Одна из загадок касается происхождения спутника. Ранее исследователи выяснили, что спектр Фобоса существенно отличается от спектра астероидов главного пояса.

Согласно одной из гипотез, спутник представляет собой объект второго поколения Солнечной системы. Иными словами, он образовался не в одно время с Марсом, а вновь «собрался» на околомарсианской орбите. Возможно, это стало следствием столкновения Красной планеты с крупным объектом. В пользу такой версии говорит новое исследование, основанное на выводах, полученных во время анализа данных со станции Mars Global Surveyor.

Происхождение — не единственный важный научный вопрос, связанный с Фобосом. Ранее исследователи постарались объяснить природу длинных борозд, покрывающих поверхность спутника.