• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
3 октября, 12:40
Александр Березин
29
16,7 тыс

В США предложили выиграть лунную гонку за счет замены SpaceX на другого игрока

❋ 5.3

Доставку астронавтов на Луну быстрее китайцев предложили возложить не на SpaceX с 500 запусками на земную орбиту в портфолио, а на другую компанию. Общее число ее орбитальных запусков за четверть века существования — один.

Джим Брайндестайн, лоббист и бывший глава NASA, стоит на фоне рендера посадочного лунного модуля Blue Origin на Луне. Это вторая версия посадочного аппарата от этой компании и она не будет готова ранее 2030-х годов. Теперь люди, с сомнением относящиеся к SpaceX, предлагают первую, еще грузовую и более компактную версию той же платформы для высадки на земном спутнике людей. Как в ближайшие три года можно будет достигнуть ее готовности, пока неясно ни для кого за пределами Blue Origin / © NASA

Один из самых известных журналистов космической отрасли нашей эпохи Эрик Бергер опубликовал статью, во многом отражающую не только его взгляды, но и мнение ряда высокопоставленных администраторов NASA и других представителей космической отрасли США. В ней он повторил ранее высказанную точку зрения о том, что Штаты якобы проигрывают новую лунную гонку КНР и что Пекин высадит астронавтов на Луне до американцев (в 2029-2030 годах). По его мнению, SpaceX к этому моменту может не иметь готового к доставке людей на Луну Starship HLS.

Обозреватель переговорил с десятками анонимных источников в местной космической индустрии, чтобы собрать варианты плана «Б» — действий на случай, если SpaceX не справится с задачей вовремя. Среди них упоминают, например, «урезанный Starship HLS», чтобы его можно было использовать для доставки людей на Луну без орбитальной дозаправки. Бергер расценил вариант как рабочий, но отметил, что Маск его проигнорирует, поскольку Луна ему неинтересна, а для колонизации Марса урезанный Starship — лишь трата сил и средств на посторонние задачи.

Затем журналист упомянул вариант воссоздания лунного посадочного модуля NASA из 1960-х. Однако сам же пришел к выводу, что им могут заняться только традиционные игроки американской космической отрасли, бесполезные в нынешней гонке. Если в 1960-х они работали дорого, но быстро, то сегодня, в силу потери опытных кадров, действуют очень медленно, отчего явно не успеют что-то изменить.

Единственным реалистичным вариантом Бергер и его источники считают другой: экстренно поручить создание нового лунного посадочного модуля компании Blue Origin. Она основана раньше SpaceX, в 2000 году, и принадлежит более бедному конкуренту Маска Джеффу Безосу. То есть не относится к американскому «старому космосу» с его коррумпированностью и умеренно талантливыми кадрами управленцев.

Ее лунный модуль для доставки людей Бергер полагает возможным создать на основе грузового посадочного аппарата Blue Moon Mark 1 (MK1), который Blue Origin разрабатывала для доставки на Селену луноходов и иной полезной роботизированной нагрузки. Полная масса MK1 — 21,35 тонны, полезная нагрузка на лунной поверхности у него 3,0 тонны. То есть этот аппарат на 40 процентов массивнее лунного посадочного модуля программы «Аполлон».

Правда, его не разрабатывали для доставки астронавтов на Луну и обратно на окололунную орбиту. Поэтому на него надо добавить систему жизнеобеспечения на несколько суток и возможность взлета с лунной поверхности обратно на орбиту. Поскольку полезная нагрузка при этом снизится, сажать астронавтов придется на одном модуле, а забирать — вторым.

Полноразмерный макет Blue Moon Mark 1. Первый летный экземпляр такого аппарата должен быть запущен уже зимой 2026 года. Если, конечно. его не отложат, как многие другие испытания Blue Origin до того / © Eric Berger

И это не просто нетривиальные идеи одного журналиста. Бергер упоминает, что неназываемый представитель Blue Origin заявил об уверенности инженеров компании в том, что такой подход к высадке на Луне сработает. То есть обозреватель озвучил точку зрения игрока, желающего занять место SpaceX.

С технической точки зрения попытка замены Starship HLS на Blue Moon Mark 1 вызывает ряд вопросов. Последний использует кислород-водородное топливо. Температура кипения водорода намного ниже, чем у метана. Поэтому обеспечить нужное количество жидкого топлива в баках сложно (еще один аргумент в пользу двух модулей вместо одного).

Но чтобы воспользоваться вторым модулем для эвакуации, астронавтам придется пройти не один километр. Из опыта прежних посадок на Луну известно, что прилуняющийся посадочный модуль покрывает свои окрестности приличным слоем лунной пыли, угрожающей работе самых разных устройств — от солнечных батарей до скафандров (те травили воздух от лунной пыли).

Ограниченные возможности MK1 по полезной нагрузке означают, что луномобилей на его борту может и не быть, а пешее путешествие по Луне при существующем технологическом уровне американских скафандров — серьезная проблема даже для выносливых астронавтов.

Ранее Naked Science подробно разбирал, почему, вопреки сомнениям американской космической отрасли, Starship окажется на Луне до китайских космонавтов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 ноября, 21:54
Редакция Naked Science

Ю-Цон Тан (YuCong Tang) — концептуальный художник из Китая. Научно-фантастические мотивы — одно из основных направлений его творчества. Он исследует, как научные открытия и технологии будущего трансформируют среду обитания.

17 ноября, 09:26
Адель Романова

Расчеты показывают, что на лунную базу каждодневно будут падать десятки микрометеороидов, а даже самые мелкие из них способны повредить модуль и создать угрозу для астронавтов. Впрочем, для этой проблемы есть проверенное решение — так называемый щит Уиппла.

14 ноября, 15:35
РТУ МИРЭА

Технологии искусственного интеллекта подарили миру не только умных помощников и реалистичных роботов, но и новую, почти неотличимую от реальности форму мошенничества — дипфейки. Поддельные видео- и аудиозаписи, где знакомый человек с экрана умоляет о срочной финансовой помощи, становятся инструментом массового обмана. Чтобы понять, как защитить себя и своих близких от этой угрозы, мы обратились к Василию Шутову, преподавателю кафедры КБ-1 «Защита информации» РТУ МИРЭА.

15 ноября, 21:54
Редакция Naked Science

Ю-Цон Тан (YuCong Tang) — концептуальный художник из Китая. Научно-фантастические мотивы — одно из основных направлений его творчества. Он исследует, как научные открытия и технологии будущего трансформируют среду обитания.

15 ноября, 10:10
Любовь С.

Наблюдая за сверхновой 2024 ggi спустя всего 26 часов после вспышки, астрономы напрямую определили форму ударной волны в момент ее прорыва из звезды. Открытие позволит уточнить механизмы гибели массивных светил и может привести к пересмотру существующих моделей возникновения сверхновых.

14 ноября, 15:28
Мария Азарова

Стали известны имена лауреатов Yandex ML Prize. Эту научно-образовательную премию основали в 2019 году для развития академического сообщества, а также поддержания мотивации исследователей и преподавателей к сфере искусственного интеллекта.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

8 ноября, 18:29
Адель Романова

По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

29 Комментариев
Если астронавтам предстоит такой длинный путь до взлетной ступени, то им не останется времени для исследования Луны. Смысл такого полета!?
-
1
+
А как они собираются сажать 50 метровую конструкцию на неподготовленную площадку
-
1
+
Многие написали правильно, но и моё мнение New Glenn достаточно дорог, неапробирован и по массе выводимой нагрузки очень мал по сравнению со Starship. Ощущение что Безос слишком прагматичен и ему не хватает полёта мысли Маска. Тот замахнулся на большее и идёт к этому, а у Безоса неплохая ракета но она не дотягивает до того же Saturna из 60х годов и Starshipa, водород и кислород в качестве топливной пары реально капризен. Ощущение что мечуться в Nasa и хотят не допустить посадки китайцев, где спешка там ошибки и неправильные решения.
То что предлагает блюориджин, это ещё раз повторить то что делали аппалоны. Привезти и увезти людей с луны в маленькой капсуле. Лишь бы показать что это возможно. Не вижу смысла просто в повторении того что уже давно достигнуто и не имеет никакой практической ценности. И глупо боятся что китайцы смогут совершить такой же полет что американцы совершили пол века назад. Старшип же это уже другая ступень, более масштабная с освоением и обустройством дальних объектов в космосе само собой такое реализовать сложнее и дольше чем сброс маленького модуля на прогулку с парой человек. Можно при желании развивать обе программ если уж так страшно что китайцы начнут в чем то обходить. Но никак не заменять одну программу тем более более амбициозную и полезную в перспективе, на другую, в стиле можем повторить.
-
1
+
Во времена Джемени возникла гениальная идея, что можно попробовать добраться до Луны на Джемени, а посадку осуществить в одноместном не герметичном модуле, по сути на табуретке с двигателем, и на нём же взлететь. Современные математические модели показывают, что в теории это могло бы сработать. Но это была бы авантюра с минимальными шансами. Вот именно эту историю мне напомнили эти идеи.
Что это вдруг?
Nevada TV
04.10.2025
-
2
+
Объясняю максимально простым языком: если срочно понадобиться обогнать китайцев, вместо Starship отправят falcon heave, возможно понадобиться 2-3 полета но доставить туда людей можно в любой момент. + Маск не нарушал сроков по постройке Starship,он идёт по плану. А все эти разговоры что он не успеет просто проплаченые. +НАСА постоянно отчитываться по этой програме в конгрессе и пока задержек небыло .
1 2
03.10.2025
-
0
+
Маск истеричный, в этом основная претензия. И заслужено. А Безос медленный, но в плане контрактов придерживается бизнес-подхода, а не "женской логики"
    1, "Маск истеричный, в этом основная претензия. И заслужено" Хотелось бы узнать, как его "истеричность" мешает ему в работе? И если мешает -- как так получилось, что любой другой игрок в американском космосе работает намного медленнее?
    +
      ещё комментарии
      1 2
      03.10.2025
      -
      0
      +
      Ох, ну вы будто не видели новостей про Трампа и Маска! Конечно видели, вы же журналист. Ну вот значит видели и новости типа "военные шокированы заявлениями Илона Маска и торопят Безоса и ULA с разработкой альтернативы". Вот так и мешает истеричность, подрывает доверие клиентов к компании. А про сроки я ничего не говорил!
        1, "Ну вот значит видели и новости типа "военные шокированы заявлениями Илона Маска и торопят Безоса и ULA с разработкой альтернативы"." То, что у американских военных в голове хлебушек до такой степени, что они оценивают годность контрактора по его заявлениям на тему, не связанную с контрактом -- это только их проблема. "Вот так и мешает истеричность, подрывает доверие клиентов к компании. А про сроки я ничего не говорил!" Доверие клиентов к компании может быть каким угодно. Важно не это, а то, может ли она больше конкурентов или нет. Не будь Маска -- возможности СпейИкс были бы как у БО. То есть примерно ноль запусков полезной нагрузки в первой четверти этого века. На этом фоне его заявления вообще незначимы. Важно то, что он может делать больше, чем все остальные игроки американского космоса, взятые вместе.
          1 2
          03.10.2025
          -
          0
          +
          >Доверие клиентов к компании может быть каким угодно. Важно не это, а то, может ли она больше конкурентов или нет. Когда заключаются контраты, заказчик выбирает подрядчика. Критерии выбора самые разные, надёжность и предсказуемость - один из основных. Особенно для зарегулированной госшараги типа НАСА или для "сапогов" из Пентагона.
        Из вашего же сообщения вы показали лишь истеричность журналистов и свою собственную как легко вы ведетесь на желтую прессу. А не маска.
          1 2
          05.10.2025
          -
          0
          +
          Не журналистов, а сотрудников НАСА и Пентагона. То есть тех кто "заказчик", тех кто принимает решения. Тут уж - нравится это лично вам или нет, считаете вы их инфантильными истеричками или нет, это абсолютно не важно. Потому что лично вы никакого отношения к этому не имеете. А вот ИМ истерики Маска не нравятся, факт! Почитайте, понятней станет🙂 https://www.washingtonpost.com/technology/2025/06/07/trump-musk-spacex-nasa-national-security/
SuperTurg
03.10.2025
-
4
+
Коней на переправе менять нельзя - это же избитая истина, прямо аксиома, возведённая в абсолют. Как инженер, могу сказать, что такие колебания/шатания/шантаж не только демотивируют команду, но и действительно ничего хорошего не сулят для проекта в целом.
    -
    0
    +
    SuperTurg, согласен. Вопрос о реальном времени реализации программы в обещанные сроки закрыт для общественности. Можем только гадать. Аргументы Березина Александра убедительны на основе открытых источников.С другой стороны надо помнить о закрытости для СМИ Китая.Чего и как они там добились - всегда загадка. И это правильно, на мой взгляд.
    1 2
    03.10.2025
    -
    0
    +
    "Коней на переправе не меняют" это присказка, пословица. Придумана простым тёмным народом, столетия назад. Какое отношение к ракетной технике? Никакого.Есть конкретная ситуация, вот её и надо решать. Всё!
    +
      ещё комментарии
      1, проблема в том, что ожидать ее решения от Блю Ориджин до первой половины 2029 года -- это не то что оптимизм. Это просто неучет всей технической истории Блю Ориджин. Это как если бы у вас были опасения проиграть в скачках, и чтобы избежать проигрыша вы выбрали вместо своей лошади трехногую.
        1 2
        03.10.2025
        -
        0
        +
        Опять же, призываю оценивать конкретную ситуацию здесь и сейчас. Вчера или сегодня Дэвид Лимп из Blue Origin выложил видео прожига BE-7. Значит BE-7 готов. Blue Moon1 тоже вроде как готов, по-моему была новость что его увезди на тесты. Ну и ракета готова, ракета уже летала. И что из этого я должен игнорировать, "учитывая всю техническую историю BO"?
          1, я тоже призываю оценивать конкретную ситуацию здесь и сейчас. Полетов Нью Гленн на сегодня -- 1, штатно прошедших -- ноль. Полезной нагрузки им выведено -- ноль. ВЕ-7 готов? Первый Раптор был готов много лет назад. Это не значит, что Старшип сел на Луну много лет назад. "Blue Moon1 тоже вроде как готов," Как Нью Гленн к первому пуску этого года? Удачи тем, кто посадит на такое людей. Я напомню: на то, чтобы переделать грузовой Дракон в пилотируемый у Маска ушло много лет. А тут задача сложнее: из чисто грузового аппарата без взлета надо сделать обитаемый с возможностью взлета. Это не получится реализовать быстрее, чем пилотируемый Дракон из непилотируемого: СпейИкс всегда работала быстрее, чем БО на тех же задачах. То есть успеть так на Луну раньше китайцев не выйдет. " Ну и ракета готова, ракета уже летала." Ракета недодала тяги, отчего еле взлетела и перегрела стартовый стол сильно нерасчетно. Общая готовность системы Нью Гленн/БММк1 -- ноль испытательных полетов вместе. А для успеха на Луне нужны еще и полеты с посадкой и взлета с Луны. Вот как Блю Ориджин проведут такие испытания -- вот тогда и будет почва для оценок ее способности заменить СпейсИкс. Но вероятнее всего это случится уже после посадки и взлета с Луны Старшип ХЛС в беспилотном варианте. "И что из этого я должен игнорировать, "учитывая всю техническую историю BO"?" Как раз только с учетом технической истории ВО это все и можно понять.
            1 2
            03.10.2025
            -
            0
            +
            Александр, а откуда данные что именно "недодала" тяги? Я не спорю что тяговооружённость была низкая. Но я как-то думал что это Безос ракету утяжелил, а не двигатели "недокрутились". ЖРД, в конце-концов, не пыхтят вполсилы, а или работают штатно, или же взрываются/отключаются. Странно читать про "недодала"
          То что вы видели прожиг аппарата это не значит что он готов доставлять людей на луну. Готов он будет когда многократными полетами без проблем докажет что эффективен и безопасен. Чего даже близко у блюориджин нету. Тогда как у спейсов хотя бы уже проходит множество тестовых полетов. Не забывайте что и аппалоны не с первого раза на луну людей повезли. До этого 10 раз летали без экипажей. А у блю рриджин из всех достижений пока что только прыгающий на 100км кузнечик.
-
0
+
Кто-то Бергеру заплатил?) Кто бы это мог быть? И почему раньше дико топивший за Маска Бергер (сотрудник продемовского издания холдинга Conde Nast) вдруг стал лоббировать одного из основных финансиста демократов Безоса?
    Юрий, Бергер не тот человек, чтобы взять деньги. Скорее, он пытается подколоть Маска: мол, шевелись, а то Безос обгонит. Правда, вряд ли Маск поведется.
    +
      ещё комментарии
      Александр, в наше время "не те люди чтоб взять деньги" встречаются редко. Впрочем возможен вариант "В" когда человек действительно засомневался в возможностях Маска. Несгибаемый журналист у нас только один 😁
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно